По сравнению с тем, как было еще в 2017 году, зарегистрировать новую контору стало несоизмеримо проще. Дороже – накладные расходы выросли, но проще.
Избавиться же от отработавшего свое юрика стало наоборот, несоизмеримо сложнее. Официальная добровольная ликвидация занимает несколько месяцев, часто проходит с выездной налоговой проверкой и не бывает без доначисленных налогов.
Ликвидироваться же по банкротству, занятие сомнительное, занимает год времени и стоит столько, что проще даже не начинать банкротить. Если же пустить эту процедуру на самотек или передать инициативу по банкротству каким-то другим инициаторам, то можно и личного имущества лишиться, и на пару лет по УД отъехать. Были примеры.
Зато появился относительно новый инструмент ликвидации – принудительное исключение из ЕГРЮЛ. Хорошо это или плохо? Позволяет оптимизировать бизнес-процессы или сулит новый геморрой? Давайте приглядимся к нему.
Количество тех, кого принудительно вышибли из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, неуклонно увеличивается и за начало этого года цифра таким образом умервщвленных юриков перевалила за 100000.
Ранее, в предыдущей редакции Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» у налоговиков было единственное основание, по которому принудительно можно было исключить ЮЛ из ЕГРЮЛ: не предоставление отчетности по налогам и сборам совместно с отсутствием операции по расчетному счету.
Но сейчас, с 1 июля 2017 года Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», появилось новое основание — невозможность ликвидировать общество в связи с отсутствием необходимых средств у его учредителей/участников или отметка о недостоверности сведений об адресе организации, содержащаяся в ЕГРЮЛ больше шести месяцев.
В ЕГРЮЛ это отображается так:
Перед этим у директора (собственника) есть возможность избежать такого развития событий и все поправить. Если оно надо, конечно. Его налоговая уведомляет о своих намерениях и в течении 30 дней можно предоставить в регистрирующий орган все необходимые документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых было направлено уведомление или поменять юридический адрес.
Если же не надо и на соответствующее уведомление просто забить, то:
- исключение компании из реестра;
- расторжение договоров с кредитными организациями и закрытие расчетных счетов;
- штраф 10 тыс. рублей (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ);
- отказ оператора электронного документооборота обслуживать фирму с пометкой о недостоверности сведений.
- ну и вишенкой на торте – дисквалификация. То есть, директорам и учредителям организаций (собственники более 50%), исключенных таким образом из ЕГРЮЛ, в течение 3-х лет нельзя становиться руководителями и учредителями в других организациях (на АО не распространяется).
Думаете это все? Нет. Вишенка на торте была не одна:
- В отношении руководителей недействующих компаний может быть применена упрощенная процедура банкротства, по которой при обращении кредитора с заявлением о признании должника банкротом, суд рассматривает такое заявление в течение одного месяца. В случае признания должника банкротом, сразу(!) открывает конкурсное производство, после чего заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано любым кредитором, в т.ч. и ФНС, для которой, собственно и была принята указанная норма.
Ааааа…. Я прямо слышу выкрики с мест:
- Да ладно! Тоже мне сложности! Перекинуть фирму на пассажира, а дальше это уже его головяк! Мы на местах всегда так делали!
Все так, да не тек. Не все так просто.
Смена формальных хозяев фирмы, с ее последующим «бросанием» сегодня вовсе не гарантирует ухода от ответственности, так как согласно ст. 61.10 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» к контролирующим должника лицам можно отнести физическое или юридическое лицо, которое не более чем за три года до возникновения признаков банкротства могло давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять его действия, в том числе по совершению сделок и определению их условий.
Внимательно прочитали? Читаем еще раз: «…физическое или юридическое лицо, которое не более чем за три года до возникновения признаков банкротства могло давать обязательные для исполнения должником указания…». Три года! То есть, если кто решил топить компашку по этому алгоритму, то:
1.Купили (заказали) номинала (пассажира)
2.Переоформили
3.Подождали три с половиной года, сдавая отчетность
4.Бросили
Но даже при этом раскладе, я бы не рекомендовал быть полностью спокойным, ибо имеются иные опасности.
Рекомендую в качестве примера ознакомиться с «Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-59206/2017 от 29.12.2017 года».
В нем прямо написано:
….единственный участник и бывший руководитель должника фактически при назначении нового директора не передал ему документы должника и фактически не передал управление должником. Судом первой инстанции установлено отсутствие оснований для привлечения нового директора к ответственности по обязательствам должника, поскольку не представлено доказательств принятия им экономически обоснованных для предприятия решений по участию в предпринимательской деятельности. Бывший директор был привлечен к субсидиарной ответственности в размере 242 миллиона 536 тысяч 753 рублей….
Короче, как руководитель компании, которая за 16 лет своей деятельности "убила" и "похоронила"несколько тысяч других компаний, я бы крайне не советовал предпринимателям отправляться в подобные авантюры, а приступать к ликвидации отработавших юриков, только после консультаций с заслуживающими доверия специалистами.
Всем добра!