19.05.2021

Реформа законодательства о банкротстве: избавиться от рейдеров и помочь должникам

17 мая Правительство в очередной - уже третий - раз внесло в Государственную Думу проект кардинальных изменений Закона о банкротстве.

Стратегический смысл реформы, со слов Министра экономического развития Максима Решетникова – сводится к двум основным вещам: расчистить эту сферу от нечистых на руку игроков (рейдеров) и дать шанс должникам на восстановление своей платежеспособности за счет введения реабилитации.

В этих целях предлагается сократить количество процедур (убрать, как неэффективные наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление); оптимизировать торги (ввести смешанную систему торгов на повышение и понижение); усовершенствовать механизм выбора арбитражного управляющего (бальная система и прозрачный реестр); увеличить ответственность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и т.д.

Надо отметить, что Правительство, в целом верно понимает состояние отрасли – в банкротной сфере, действительно, широко распространены недобросовестные действия, которые ведут к невозможности погашения требований кредиторов. К их числу, в частности, относится контроль над процедурой со стороны бенефициаров должника, его мажоритарных кредиторов; отсутствие эффективных механизмов компенсации убытков, причиненных арбитражным управляющим.

Значительная часть экспертов, однако, выражает сомнение в скором принятии предложенных правительством изменений закона о банкротстве, указывая на то, что рынок банкротных услуг кране не прозрачен и жестко поделен. В нынешнем своем состоянии он вполне соответствует интересам ограниченного круга ключевых (и порой очень влиятельных) игроков – банков, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, юридических и страховых компаний, торговых площадок и т.д.

Указанные субъекты едва ли без боя сдадут позиции в этой закрытой и доходной сфере. Обсуждение положений закона в Государственной Думе, видимо, будет «боем бульдогов под ковром».

Тем не менее, в России уже есть опыт успешной борьбы с недобросовестной системой, причиняющей ущерб частным и публичным интересам. Речь идет о сервисах по оптимизации налогообложения. Когда-то это был успешный и масштабный теневой бизнес. Однако в средине двухтысячных по нему нанесли серьезный удар, за счет ужесточения налогового законодательства и практики его применения. Результат вполне обнадеживающий – эти услуги перестали носить системный характер и сведены к спорадическим проявлениям.

Будем надеться, что реформа банкротной сферы повторит успешную судьбу фискальной реформы.  

Комментарии
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Сайт находится в стадии тестирования. Если вы найдете ошибку в его работе, сообщите нам по электронной почте info@1w.ru