Причина в том, что проблемы неплатежей среди контрагентов, могут привести к эффекту домино и последующему скачку банкротств. Мониторинг проводил Центр стратегических разработок.
В самом тяжелом состоянии компании из сферы торговли и услуг. Кроме того, высок риск банкротства также у легкой и пищевой промышленности. Но ключевой риск – банкротство контрагентов компаний (о нем сообщили 94% опрошенных предпринимателей). Это может привести к эффекту домино, когда экономически связанные компании банкротятся по цепочке.
Основные причины банкротств, которые перечислили сами работники и владельцы компаний — падение спроса на товары и услуги, невозможность обслуживать кредиты и вынужденная приостановка их работы.
Пока действует введенный президентом мораторий на банкротства — до начала октября, — кредиторы не могут подавать заявления о банкротстве компаний (в том числе индивидуальных предпринимателей). Мораторий распространяется только на компании из наиболее пострадавших отраслей, системообразующие и стратегические предприятия. При этом компания может отказаться от защитных мер либо инициировать собственное банкротство.
Мораторий сдерживает рост числа банкротств. В апреле их число сократилось более чем в 10 раз в годовом выражении - было зафиксировано всего 112 сообщений о банкротстве, тогда как в апреле 2019 г. – 1191. Но спустя полгода есть риск их волнообразного роста: сейчас уже 22% опрошенных компаний планируют инициировать банкротства, а 78% думают об этом. И если сейчас основной риск срыва производственных цепочек на стороне поставщиков и подрядчиков, то через полгода он окажется на стороне покупателей и заказчиков.
При этом 60% опрошенных компаний с высокой вероятностью банкротства не защищены мораторием. Но продление моратория или расширение сфер его действия – это не панацея с учетом того, что во время моратория растут риски злоупотреблений со стороны должника – например, вывод активов, признает ЦСР, а вместе с тем и недоверие между контрагентами.