Это прям проблема 2025 - миллиардные доначисления таможенных платежей. Часть которых государство вообще не получит, так как их плательщики просто уйдут в банкротство. Но это в перспективе – сейчас идут масштабные пополнения бюджета из данного источника. Стране нужны деньги, все просто….
Таможенные органы активизировались по вопросу включения дивидендов в таможенную стоимость ввезенных товаров с включением лицензионных платежей с подачи Счетной палаты, которой они фактически были обвинены в отсутствии контроля по данной тематике еще в 2020 году. Долго разгонялись, нарабатывали практику в этом вопросе и теперь мы имеем то, что имеем - этот контроль начался, а к началу 2023-го на уровне кассационных судов уже сложилась практика, по которой лицензионные платежи стали включать в таможенную стоимость.
Часть споров дошла до уровня ВС, (например, Pull & Bear (№ А09-1129/2021), Bershka (№ А09-1751/2021) и Chanel (№ А40-20125/2021)), который в конце 2022 года дня перевернул практику и в своих определениях по этим делам представил концепцию «действительной экономической ценности товаров».
С этого момента суды начали толковать указанную концепцию настолько широко, что позволило им при наборе определенных признаков переквалифицировать дивидендные выплаты в доход, полученных в результате последующей продажи товаров, который причитается его продавцу.
Сейчас сложилась такая практика, когда таможня подходит к вопросу формально и корректирует таможенную стоимость во всех случаях, когда учредитель и продавец совпадают в одном лице или являются взаимосвязанными лицами (участниками одной группы) и когда хотя бы часть прибыли образуется от использования товаров, импортируемых от учредителя, совпадающего с продавцом.
Например, Zara (в РФ - АО «Новая Мода») судилась с таможней по данному основанию и проиграла – выплата дивидендов акционеру, который одновременно является поставщиком задекларированного товара, свидетельствует об обоснованности включения в состав ТС части дохода, полученного в результате последующей продажи товара. Это в решении судов так написано (дело № А14-11757/2023).
Тем не менее, таможенные органы продолжают проверки и доначисляют таможенные пошлины и НДС на сумму дивидендов. Некоторые импортеры обжалуют решения о доначислениях, но динамика стабильная в пользу бюджета.
Кроме того, в зоне риска находятся таможенные представители. Из дел ООО «Бадис» (№ А23-1165/2024) и ООО «Траско» (№ А40-106241/2024) четко видно, что несмотря на множество оговорок в документах и иных мер безопасности, таможенные представители привлекаются к солидарной с декларантом обязанности по уплате таможенных платежей.
Так что ситуация складывается таким образом, что масштаб данной проблем будет только увеличивается, вынуждая участников этого рынка либо как-то схематозить, либо поднимать цену в космос, включая в нее все риски и платежи.
Продолжаем наблюдение!