Именно эту задачу пришлось решать в Верховном Суде.
Банкроту принадлежала 1/5 часть имущества. Остальные собственники — его жена и дети.
Ранее (в 2017 году) данный участок был получен многодетной семьей как мера поддержки. Участок находится в общей долевой собственности: одна пятая — у самого гражданина-должника, а остальные четыре части в равных долях принадлежат жене и трем их детям.
В марте 2022 года гражданин подал на банкротство. Управляющий предложил продажу не всей земли, а только пятой части. Но суды имели иное мнение и отказали в удовлетворении этого заявления. Они почему-то посчитали, что продажа участка целиком не нарушает права других собственников, если для них закреплено право приоритетной покупки.
Управляющий не согласился с доводами судов и подал жалобу в Верховный суд. По его мнению, продажа земельного участка целиком обременяет жену должника, потому что в таком случае ей нужно выкупать не пятую часть, а весь участок.
Более того, это лишает детей их долей в имуществе, которое они получили как меру социальной поддержки. При этом они не должны нести ответственность по обязательствам должника.
ВС поддержал заявителя и указал, что если вещь в долевой собственности нескольких лиц, то в конкурсную массу включается только доля должника. Суды ошибочно рассмотрели спор исходя из того, что ко всему земельному участку применимы положения п. 7 ст. 213.26 закона «О банкротстве». Это противоречит правовой позиции, изложенной в абз. 4 п. 7 Постановления Пленума ВС от 25.12.2018 № 48.
На этом основании и для защиты имущественных прав членов семьи должника ВС отменил решения нижестоящих судов и направил спор на новое рассмотрение.
Дело № А65-4942/2022.