Ситуация, которую рассмотрел КС РФ и рассмотрим сегодня мы — это известная всем «кто в теме» и сложившаяся в последние годы практика по взысканию с физических лиц налоговых недоимок организаций, в просторечии – субсидиарка.
И первое что настораживает прямо со старта то, что взыскании чужих налогов с физического лица налоговые органы руководствуются не налоговым законодательством, а гражданским правом. Как вам такой поворот? В результате столь вольного жонглирования применяемыми законами, налоги организаций превращаются в гражданско-правовой ущерб, якобы причиненный бюджету физическим лицом. И именно для этого фискалы применяют статью 1064 ГК РФ.
Но давайте рассмотрим это явление на примере.
Пенсионерка, Бухгалтер-ИП, в период с начала 2012 по конец 2013 года оказывала ОООшке услуги по ведению бухгалтерского учета, подготовке и сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности. Услуги оказывались на основании гражданско-правовых договоров об оказании услуг по ведению учета.
Подписание документов от имени Общества в ее обязанности не входило. Бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации, представляемые в налоговый орган, подписывал генеральный директор ОООшки.
По итогам налоговой проверки выяснилось, что при оказании услуг гражданско-правового характера она допустила ошибку — неправильно определила, какой режим налогообложения должно применять ООО.
Важно!!! (из серии – никогда не сотрудничайте со следствием): по рекомендации следователя она согласилась на прекращение уголовного дела по амнистии. Т.е. по нереабилитирующим обстоятельствам. Именно это и повлекло дальнейшие события.
По решению судов с пенсионерки, бывшего бухгалтера, по искам налоговых органов был взыскан ущерб, причиненный ею при совершении преступлений (уклонение от уплаты налогов и сокрытие денежных средств либо имущества организации) в размере 2,7 млн рублей.
Как это работает.
А) Сначала возбуждается уголовное дело по налоговому составу в отношении директора, учредителя или даже с внештатного бухгалтера.
Б) Опасаясь реального уголовного наказания, граждане часто признают свою вину на стадии следствия, не принимая в расчет, что в дальнейшем это даст возможность налоговикам подать гражданский иск о взыскании налоговой недоимки — «ущерба», причиненного преступлением. И удовлетворение такого иска не исключает амнистия.
В) Суд, рассматривая гражданское дело, учитывает «причиненный ущерб» возникший в следствии «преступного умысла». Всё, шах и мат.
В данном же случае, преступный умысел бухгалтера, которая получала зарплату 20 тыс. рублей и даже не имела права подписи, заключался в том, что она неправильно выбрала режим налогообложения, ошибочно применив ЕНВД.
На эту тему даже волеизъявился Конституционный суд и в своем Постановлении от 8 декабря 2017 г. № 39-П указал:
— организация как юридическое лицо участвует в противоправном налоговом деянии опосредованно — через физлиц, обычно руководителя и бухгалтера. Действуя в собственных интересах, а также в интересах своей организации, они совершают правонарушение или преступление и несут административную либо уголовную ответственность. При этом субъекты налоговых преступлений, чьи противоправные действия привели к непоступлению налогов в бюджет, не освобождаются от обязанности возместить причиненный ими имущественный ущерб.
— действующее законодательство предполагает возможность взыскания с физических лиц по искам прокуроров и налоговых органов вреда, причиненного налоговыми преступлениями, но с них нельзя взыскивать штрафы, наложенные на организацию-налогоплательщика.
— факт прекращения по нереабилитирующим обстоятельствам уголовного дела в отношении этих лиц, так же, как и обвинительный приговор за совершение налоговых преступлений, не может расцениваться судом как безусловно подтверждающий их виновность в причинении имущественного вреда.
— кроме того, взыскание причиненного недоимками вреда с физических лиц, обвиняемых в совершении налогового преступления, возможно только после ликвидации компании или признания ее судом фактически недействующей.
— при определении ответственности физического лица суд вправе учитывать его имущественное положение, факт обогащения в результате совершения налогового преступления, степень вины, назначенное ему уголовное наказание, а также иные существенные обстоятельства дела.
Вышеприведенное дело Конституционный суд постановил пересмотреть в соответствии со своей правовой позицией. Но по сути Постановление КС для бухгалтеров и аналогичных им лиц все же негативное.
КС подчеркнул, что ответственным является юридическое лицо и пока с него можно что-то взять, физлица не должны платить ничего. Но в дальнейшем юрлицо в лице участников может предъявить иск к лицам (работникам), по вине которых возникла эта ситуация.
Так что будьте аккуратнее и не забывайте, что под субсидиарку можно попасть даже в самых неожиданных моментах.
Откуда такие беруться — для меня загадка. Ну уже 100 раз про эти подставы сказано-пересказано, но нет — все равно ведуться.