(На картинке: римская монета из, так сказать, "непахнущих" денег мероприятий целевого финансирования и адресного налогообложения).
Вид деятельности у нашей компашки такой, что регулярно приходится решать этические вопросы. С одной стороны – деньги не пахнут. Конечно. Не пахнут. Но с другой, есть масса способов зарабатывания денег, к которым я не хочу иметь никакого отношения. Кто меня читает давно помнит, как я рассказывал, что отказался пилить на металл танк-памятник Т-34. Это так, в качестве коротенького примера.
И тем, кто на меня работает – не позволю. Что не нравится – увольняйся и вперед. Но пока я работодатель – нифига.
С клиентами – такая же ерунда. Да-да, я помню – деньги не пахнут. И в клиентской базе есть весьма неоднозначные с этической точки зрения клиенты, кому мы услуги реально оказываем.
Например, один специализируется на выкупе у банков имущества проблемных ипотечников. Да-да, это тех, у кого единственное жилье, малолетние дети и с кем приставы ничего сделать не смогли. А этот – может. Он им создает настолько невыносимые условия существования, что те сами съезжают из им купленной квартиры. С детьми, котом и фикусом.
И это – бизнес, ничего личного. Сами на себя взяли обязательство с шагом в 30 лет? Сами. Сами просрали свою хлебную карточку? Сами. Кто-то заставлял? Нет. Ну и не несите пургу про права детей – вымётывайтесь и не перекладывайте последствия своих идиотских финансовых решений на людей, к этим решениям отношения не имеющим.
А другой обеспечивает кое-какую дорогущую медицинскую хрень, которую государство-то и притащить в страну не может, и само не делает, но при этом данная хрень некоторой целевой аудиторией востребована на ура. Да-да, это где один укол стоит сумм с 6-ю, а то и с 7-ю нулями.
Та еще этическая задачка: родители денег не соберут – ребенок умрет, бесплатно отдать невозможно, ибо после этого иди сам банкроться и в любом случае – проклятья, проклятья, проклятья…. Бррр…
А третий вообще – ломбардная сетка. Как мы все понимаем, в глазах общественного мнения в ломбард люди не от хорошей жизни ходят. Но – пофиг.
Есть еще четвертый, пятый, сто шестнадцатый и т.д., и ни с кем нет этических проблем, ибо если таковые появляются, то клиента просто не берём со старта.
И так было до известных событий. Да, я про СВО, мобилизацию и вообще про все эти качели. Деловая активность граждан вдруг провалилась в пол, а карета, неторопливо шествующая в светлое завтра – превратилась в тыкву.
Если ДО у нас с сайта с разными бизнес-вопросами каждый день заходило от 20 до 70 человек, то ПОСЛЕ …. Догадаетесь? Ноль! Ну ладно, не ноль – два-три в неделю. Но зато каждое из обращений – это прям целая этическая задача.
Например, один товарищ пишет:
«…нет бронежилетов. Пацаны покупают сами, либо им семьи скидываются на покупку. Цены выросли от 50000 руб. до 230000. То же, что выдают – это какие-то уродские лифчики, в размер не попадают, да и есть они 2-3 штуки на 100 человек.
Нашли производителя. Раздобыли пробник. Отстреляли. Класс защиты – вполне. Со ста метров 5,45 калаша держит, всю натовскою линейку стрелковки тоже, 7,62 – через раз, но этого калибра в обиходе мало.
В плане удобства повседневной носки тоже броник вполне, выполняется в камуфляже, под разгрузку и т.п. Но… продавец на Украине, да и производство там же. Продавать готовы хоть за евровый/баксовый кэш, хоть за крипту – это мы сами порешаем. С доставкой тоже решим через молдаван и венгров. Но интересует организация процесса, так сказать, вообще – чтоб какую-нибудь уголовку себе не выхватить. Сотрудничество с врагом, или как там это называется…….»
Другой пример:
«…..помпейские печи делаем. Производство, установка и т.п. Все наше, но сама печка едет с Украины в виде набора пронумерованных элементов из шамотного кирпича как лего. Столы сами делаем, обвязку, трубы, оформление, сборку, пусконаладку, но не сам кирпич. Такой только украинский.
Пробовали еще давно найти аналоги – ерунда получается. Либо дорого, либо дрянь. Глина для этого подходящая только там.
Складской запас мы выработали. Производитель сам нас теребит – покупайте, все есть. Но как? Как возить? Как платить? Да и сам факт такой деятельности в существующих условиях весьма переживателен. Не решим проблему – будем закрываться. А у нас производство, люди. Что делать….»
(Причем, эту проблему я еще и как пользователь понимаю, ибо у самого дома помпейская печка стоит):
Думается, примеров достаточно – что хочу сказать вы уже поняли. Нет? Ну давайте поясню.
Каждый раз, когда вы платите на пляже турецкого отеля турку денежку, заработанную в России, за охнительно приготовленный коктейль, вы на капелюшечку вносите свой вклад в турецкую экономику. Покупая японской автомобиль – делаете вклад в японскую экономику. И так далее.
Именно поэтому все страны стремятся привлечь на свою территорию плательщиков, которые отдадут за тот или иной товар или услугу деньги, заработанные вне этой страны (есть отдельная история с транснациональными корпорациями, но тут мы их трогать не будем).
И понимая, как это работает, организовывать перетекание денег и товаров из страны в страну, между которыми регулярно проходят определенные военные мероприятия – тот еще этический ребус. И участвовать в этом хоть и можется, но что-то не хочется. Так что может быть деньги и не пахнут, но способ, которым они получены и не денежная цена, которая за это была уплачена, значение все-таки имеют.