Как известно, в многострадальной российской экономике вновь очередной тяжелый кризис. Финансовая, банковская системы и прочие отрасли экономики проходят очередную проверку на прочность. Крайне серьезным испытаниям подвергается и весь, без исключения, бизнес, который еще продолжает вести в стране какую-то финансово-хозяйственную деятельность.
В столь сложные периоды всегда происходит усиление административного давления на предпринимателей, особенно в налогово-фискальной сфере, чиновники которой всегда славилась своей изобретательностью в деле взысканий и пополнения казны. И хотя на самом высоком уровне неоднократно пытаются оградить бизнес от избыточных и неоправданных налоговых и уголовных репрессий, но попытки эти до сих пор так и не увенчались успехом.
Полномочия налоговиков и их возможности контроля за бизнесом в настоящее время велики как никогда. И самое грозное их оружие - выездная налоговая проверка.
При этом сам закон, в т.ч. Налоговый Кодекс РФ, зачастую выполняет лишь прикладную функцию: в его красивые, логичные, на первый взгляд, формулировки «заворачивают» крупную сумму недоимки. Все мыслимые и немыслимые нарушения прав налогоплательщика, допущенные в ходе проверки, в сам акт, конечно, не попадут.
Надежды на объективное судебное решение арбитражного суда первой инстанции, который территориально находится в том же регионе, что и инспекция, весьма малы, впрочем, как и на решение апелляционной инстанции. Нередки случаи, когда суд целыми страницами копирует решение фискального органа, совершенно не вникая в суть спора и откровенно игнорируя «неудобные» для него нормы закона, просто потому, что бюджету нужны деньги;
Картина, как видите, вырисовывается довольно безрадостная. И довольно типичная по стране.
Есть ли способы не допустить подобное развитие событий? Общие рекомендации для налогоплательщика.
Согласно статистике количество выездных налоговых проверок с каждым годом сокращается (с 30 662 в 2015 г. до 8120 в 2021 г.). Анализ приведенных данных говорит, что тенденция уменьшения выездных проверок обусловлена повышением эффективности предпроверочного анализа и контрольно - аналитической работы налогового органа как формы контроля и исполнения бюджета при камеральных проверках.
Поэтому на этапе предпроверочного анализа и камеральной налоговой проверки следует:
К сожалению, многие предприниматели этот шанс упускают, предпочитая до последнего игнорировать налоговые органы: без объяснения причин не представляют пояснения и документы (информацию) по запросам, не являются на допросы, не пытаются продумать и выстроить защиту от порой откровенного произвола со стороны инспекторов, тем самым давая им в руки все новые и новые аргументы против себя и своей компании.
А если и обращаются за юридической помощью, то лишь уже после вынесения решения по налоговой проверке (нередко еще и пропустив все законные сроки для его обжалования), когда что – либо изменить становиться невозможно, учитывая откровенно профискальный подход судебной власти при рассмотрении налоговых споров.
Как уже стало ясно, налоговый контроль действительно становится ежедневным мероприятием. Кроме классических выездных и камеральных проверок он включает в себя:
Помните: провозглашенная в НК РФ презумпция невиновности налогоплательщика на практике не работает! Про УПК РФ даже заикаться лишний раз не стоит.
И поэтому очень важно заранее начать сбор доказательств в свою пользу.
О том, как это сделать и на что обратить особое внимание автор рассказывает на страницах этого интернет-портала.