Раньше все было просто и понятно - срок взыскания ограничен двумя годами невзирая ни на что, что было прямо закреплено Пленумом ВАС и позицией экономколлегии, например, по делу ООО «Неринга» (№ А21-10479/2019).
Но время идет, государству нужны наши с вами деньги и практика правоприменения в этом вопросе меняется, что хорошо видно на примере спора обувной сети «Ральф Рингер» с налоговой службой (дело № А40-209652/2022).
Можно конечно не замечать посылаемых сверху сигналов и продолжать упорствовать, требуя у госоргана руководствоваться двухлетним сроком взыскания, но эта позиция – так себе. Скорее всего проигрышная.
В данном же деле спор идет вокруг законности требования об уплате и решения о взыскании доначисленных выездной налоговой проверкой налогов и пеней, вынесенных за пределами двухлетнего срока на принудительное взыскание.
Сама налоговая проверка состоялась еще в 2017 году, а ее итоги должны были подвести не позднее 2019 года. Как так вышло никому не ведомо, но налоговики выдали результат проверки за 2017 год только в году 2021-м.
Что и было налогоплательщиком оспорено. Суд встал на его сторону и доначисление налогов в 1,5 млрд руб. было признано незаконным.
Но налоговики обжаловали решение и вышестоящие суды приняли решение уже в пользу фискалов, отказав налогоплательщику.
Что теперь важно.
Кассация отметила: сроки проведения выездной налоговой проверки и принятия решения по итогам ее проведения не являются пресекательными. Поэтому нарушение срока принятие итогового решения по результатам выездной налоговой проверки более чем на два года не может стать безусловным основанием для признания решения, а, соответственно, и требования о доначислении неправомерными.
Налогоплательщик подал жалобу в Верховный суд, но процессуального решения пока не принято.