Граждан, купивших землю сельхозназначения, данное начинание коснется обязательно. Причем неважно, гражданин активно хозяйствует на всем принадлежащем ему участке, или использует только часть его, позволяя деревьям самозасевом произрастать на неиспользуемой части.
Стоит заметить, что ранее граждане сталкивались с прямо противоположной проблемой: если на участке уже выросли деревья, то самостоятельно их вырубить было нельзя – требовалось оформлять порубочный билет на каждое дерево.
Но 26.09.2021 года начал действовать приказ Министерства сельского хозяйства РФ, нацеленный, по сути, на уничтожение лесов, выросших на сельхозземлях. Штрафы и изъятия грозят владельцам земельных участков, на которых лес вырос естественным образом или посажен специально. Минсельхоз настаивает, что всё надо уничтожить и вернуть земли в сельхозоборот. Даже если этот оборот в данной местности экономически не выгоден.
Данным приказом уточнены и расширены признаки «зарастания» сельскохозяйственных земель и утвержден «перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований», на основании которого будет производить свои проверки Россельхознадзор.
Приказ называется:
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.06.2021 № 402 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору федерального государственного земельного контроля (надзора) в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и виноградопригодных земель".
Требование не новое – Минсельхоз давно пропихивает эти идеи. В данном же случае Минсельхоз не ужесточил борьбу с самовольно выросшими или выращенными собственниками сельхозземель лесами, а просто в очередной раз подтвердил свою приверженность идее тотального истребления лесов растущих на сельхозземлях и наказания собственников земли за сам факт существования на ней леса.
К чему это всё приведет? Вот только часть последствий, лежащая на поверхности:
- если всё будет продолжаться как прежде, заброшенные земли продолжат зарастать. Сейчас лесом заросло около 75 млн. га, к 2030 году, по некоторым прогнозам, станет 100 млн. га. И причина этого даже не в нерадивости, уменьшении сельского населения и т.д., а в том, что заброшены, прежде всего, земли в нечерноземье, которые в современных рыночных условиях использовать в сельхозобороте нецелесообразно;
- останется нереализованной возможность создать новую отрасль – лесоводство на сельхозземлях, не пригодных более ни для какого эффективного сельского хозяйства. Не появится новых рабочих мест, продолжится деградация сельских территорий;
- продолжится вырубка ценных лесов Лесного фонда, при том, что с культурных лесных плантаций можно было бы получать больший объем древесины, не вырубая природные леса;
- будут продолжаться лесные пожары, возникающие из-за поджогов леса самими собственниками: штрафы за «зарастание» от 50 тыс. руб. с граждан и до 700 тыс. руб. с юридических лиц, с угрозой дальнейшего изъятия участка. А за несоблюдение противопожарных норм, даже если это докажут, штрафы на порядок меньше. Поэтому леса на сельхозземлях поджигаются, а далее, огонь часто переходит на леса Лесного фонда и населенные пункты. То есть, эти штрафы и угроза изъятия, как и те, кто это придумал и осуществляет, в конечном итоге, несут угрозу природе и людям;
- ну и естественно, такие штрафы, неподъемные для большинства сельских жителей и мелких предпринимателей, идеальная питательная среда для коррупции.
В профессиональной среде есть мнение, что данная инициатива Минсельхоза, не более чем инструмент «игры в долгую» по изъятию сельхозземель у мелких собственников, с последующим выставлением местными властями на торги и скупкой их по дешевке крупными агрохолдингами и полумафиозными структурами.
Зачем им это – отдельный вопрос. Какие-то земли переведут в ИЖС и СНТ, получив на перепродаже участков мегаприбыль. В других - целью будет получение огромных государственных субсидий на мелиорацию и «возвращение в оборот» малопродуктивных земель. Но вести на этих землях современное сельское хозяйство никто не будет, это точно.