23.05.2022

Интервью. Параллельный импорт: добро и зло?


В Россию разрешили ввозить иностранные лицензированные товары без разрешения правообладателя. Соответствующее постановление Правительства о легализации параллельного импорта уже вступило в силу. Список разрешённых брендов, опубликованный Минпромторг, весьма внушительный - от косметики и айфонов до топлива и металлов. В Правительстве отметили, что это позволит гарантировать поставки товаров в Россию в том числе вопреки санкциям и удовлетворит спрос россиян на иностранную продукцию.

На этот счёт звучало огромное количество радостной позитивной информации - теперь-то, мол, заживём! Но всё ли так однозначно на самом деле? Не вводим ли мы сами себя в заблуждение? Кто от этого может выиграть, а кто проиграть? Разобраться в этом нам помог управляющий партнёр юридической компании "Гаврюшкин и Партнёры", председатель комитета по защите интеллектуальной собственности Челябинского отделения "Опора России", эксперт-практик в сфере интеллектуальной собственности Сергей Гаврюшкин.

- Сергей, сейчас очень много говорят о таком понятии, как параллельный импорт. Что же это такое?

- Согласен, в последнее время у нас едва ли не из всех утюгов прозвучало, что Россия разрешила параллельный импорт и что это прямо некое благо для наших граждан: мол, можно выдыхать спокойно - скоро у каждого будет по последнему айфону. Это, конечно, заблуждение.

Параллельный импорт - это ввоз оригинальных товаров с товарными знаками на территорию другой страны без прямого разрешения правообладателей. Параллельный импорт непосредственно связан с защитой объектов интеллектуальной собственности и, в частности, с понятием принципа исчерпания прав правообладателя. То есть, если правообладатель ввёл в гражданский оборот свою продукцию - грубо говоря, просто начал её продавать, - то дальше он уже не может другим лицам запрещать продавать её, рекламировать, хранить и так далее. Он уже исчерпал свои права.

- Не все мы здесь юристы, можно пояснить на каком-то примере - как было и как стало?

- Давайте сначала поясню, что принцип исчерпания прав бывает международный, региональный и национальный. Международный - это когда правообладатель ввёл свой продукт в оборот абсолютно законно в любой стране мира всего один раз, и на этом он исчерпал свои права; с этого момента каждый может продавать этот продукт в любой другой точке мира. Региональный - это когда правообладатель дал согласие или сам ввёл свой продукт на определённой территории, например, в странах Евросоюза; тогда в Евросоюзе можно продавать, рекламировать, хранить такую продукцию, но выйти с ней же в какой-то регион, например, Африки - уже нельзя. И национальный принцип - это когда вводится и затем распространяется продукция в конкретной стране.

У нас в России до этого постановления Правительства действовал именно национальный и региональный принцип. У нас даже статья 1487 Гражданского кодекса говорит, что если продукция была введена правообладателем или с его согласия на территории Российской Федерации (!), то в последующем её можно использовать. Например, раньше, чтобы продавать те же айфоны в Челябинске или Красноярске, изначально сам Apple должен был первый раз ввести их, скажем, в Москву или в любой другой регион. А дальше мы могли продавать их уже по всем регионам нашей страны. Но первый ввод в оборот в нашей стране делал именно правообладатель. И это было законно.

Теперь же в отношении определённого перечня товаров мы перестали использовать эти нормы и стали применять международный принцип параллельного импорта. То есть теперь, если тот же самый айфон введён в оборот правообладателем на территории США всего один раз, то все последующие перепродажи уже теперь в нашу страну - хоть напрямую из Америки, хоть через Китай - стали законными.

- Важно именно, чтобы ввёл изначально в оборот правообладатель?

- Да. Крайне важно! Именно правообладатель должен хотя бы один раз ввести в гражданский оборот свой продукт в любой точке земного шара. Это говорит уже об оригинальности продукции. Вот если правообладатель ввёл оригинальный продукт в той же Америке, то его можно к нам ввозить. Если ввёл не правообладатель, а кто-то подделал, то не важно параллельный это импорт или нет, он будет запрещён, это контрафакт. И это на самом деле радует. Ведь в любой хорошей идее могут быть злоупотребления. Поэтому оговорка, что именно оригинальная (!) продукция разрешена к параллельному импорту - очень важна. Ведь для конечного потребителя важно получать качественную вещь. И я думаю, что это постановление Правительства направлено на защиту наших потребителей: чтобы другие страны могли продавать нам качественную оригинальную продукцию, а не контрафакт.

- Всем известно, что много продукции производится в Китае, хоть и принадлежит совершенно другим странам. И вот сам Китай если начинает поставлять продукцию в Россию, это получается уже разрешённый механизм?

- Если китайское предприятие производит эту продукцию с согласия правообладателя, тогда да, разрешено. А если китайское предприятие само подпольно произвело продукт и нам его пытается продать, то это запрещено, это контрафакт.

- В каждой истории обычно есть две стороны медали. С параллельным импортом, думается, так же.

- Безусловно. Если мы разберём плюсы и минусы параллельного импорта, то плюс, конечно, в том, что продукция будет дешевле. Ведь раньше, импортируя товар из одной страны в другую, необходимо было получать согласие правообладателя при каждой перепродаже, а это стоило денег. Теперь такое согласие получать не нужно: если один раз ввезли, скажем, в Китай, то могут завезти и в Россию. Сам продукт, получается, будет дешевле, потому как повторной переплаты за бренд уже не будет.

И тут можно было бы порадоваться, мол, российский потребитель только выиграет. Но есть и большой минус - мы можем столкнуться с отсутствием гарантийного ремонта. Если раньше правообладатель ввозил продукцию на территорию РФ через своего официального представителя, то он и обеспечивал все гарантийные обязательства. И по нашему закону "О защите прав потребителей" покупатель мог предъявить претензии всем - производителю, изготовителю, импортёру, магазинам и так далее. А теперь если правообладатель скажет, что он не продаёт свой продукт на территории РФ, то вот такого гарантийного обслуживания может и не стать.

И, конечно, надо серьёзно относиться к покупке того или иного товара, что бы не попасть на контрафакт. Не покупать, что подешевле, веря, что цена такая благодаря параллельному импорту, а внимательно ознакомиться с товаром на официальном сайте производителя, установить, по каким признакам можно определить, что это оригинал и как отличить от подделки. У тех же айфонов, например, только у оригиналов есть свой уникальный заводской номер.

- А в части защиты интеллектуальной собственности как механизмы будут работать или не работать при таком подходе?

- Механизмы, я думаю, останутся прежними. В этом будут участвовать и таможенные органы (на них сейчас ляжет большая нагрузка), и судебные органы, и УФАС, потому что все эти моменты о добросовестности, о достоверности, о смешении - никто не отменял.

- Мы говорим о параллельном импорте на примере просто айфонов, но там же достаточно большой перечень разрешённых для ввоза товаров...

- Да, и у меня есть стойкое убеждение, что этот перечень очень тщательно разрабатывали. Во-первых, потому что в нём очень много сырья. Это резина, каучук, стекло, картон, бумага, металлы и многое другое. Во-вторых, вещи, в которых наша страна может остро нуждаться: например, та же электроника. Ведь, согласитесь, в этом вопросе мы не впереди планеты всей и нам это необходимо.

Перечень товаров действительно довольно обширный - 95 пунктов. Но мне запомнился 96-й. Там написано "и иная готовая продукция". Да, там тоже есть определённые ссылки на номенклатуру, но, мне кажется, что этот пункт включён не зря и с дальновидным прицелом. Думаю, что этот перечень может ещё дополняться.

- Сергей, хотелось бы узнать ваше личное мнение, как специалиста в интеллектуальной собственности, об этом нововведении.

- Честно, лично мне оно не нравится. Отношения объектов интеллектуальной собственности присущи развитому цивилизованному государству. А от такого подхода наше государство не становится цивилизованнее.

Вот, например, мы сейчас видим в мире, что какие-то основы международного права, скажем право собственности, одна из сторон попирает или не соблюдает, это же вызывает в нас некое негодование? Так должно быть и в интеллектуальной собственности. Поэтому мне не очень приятно, что такое происходит.

Необходимо понимать, что развитая интеллектуальная собственность в стране - это развитый научно-технический прогресс, это развитые средства индивидуализации предпринимателей, это развитие и промышленности, и бизнеса. Мы совсем недавно начали активно развиваться в этой сфере и очень не хотелось бы, чтобы страна это теряла.

Но есть и оптимистическое настроение: всё это произошло, а количество дел не уменьшилось. То есть люди всё равно в это вкладывают деньги, верят, разрабатывают. Культура пока остаётся.

источник: newsmiass.ru

Комментарии
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Свежие комментарии пользователей
10:35 - 20.11.2024
Появилось в налогах авто, проданное 100 лет назад. Я в ГАИ - нет у вас такой машины. Я качаю госуслуги-авто. И там нет....
Налоговикам тоже стоит видеть берега.
11:25 - 03.11.2024
Во! 100% согласен! Жена так ателье свое просрала - доделывая за наемным персоналом недоделки и переделывая косяки...
Как работодатель работодателю.
13:16 - 01.10.2024
Я как специалист по кооперативам :blush: могу заметить, что при разводе - паевой взнос в кооператив так же подлежит...
69.
10:50 - 29.08.2024
Кооперативы - это хорошо))
ВС: корпоративному конфликту быть!
08:41 - 16.08.2024
п.3: все-таки экстрадировали: https://t.me/official1wru/435
Аресты россиян за границей: некоторые факты на середину 2024 года.
Подпишись на нашу рассылку и будь в курсе свежих новостей и статей
Сайт находится в стадии тестирования. Если вы найдете ошибку в его работе, сообщите нам по электронной почте info@1w.ru