Хоть ООО с тремя сотрудниками, хоть АО с тысячей трудоустроенных, но и на том, и на том предприятии должен быть организован воинский учет. Который, как показала практика, был полностью провален. Мы об этом писали в новостях.
И штрафы в этом деле далеко не главное. Не сомневаемся, что в ближайшее время они будут повышены, но на сейчас они пока остаются смехотворными: от 1 000 до 5 000 рублей. Что в нынешних реалиях даже не смешно.
У граждан тоже есть обязанности по постановке на воинский учет. И даже за непостановку на учет имеются свои штрафы - от 500 до 3 000 рублей, что выглядит не менее смехотворно. Но в данном материале мы поговорим не о гражданах, а о организации воинского учета на предприятии. То есть рассмотрим данную задачу с точки зрения работодателя.
Данная обязанность предусмотрена целым пулом законов и подзаконных нормативных актов:
ФЗ «Об обороне»,
ФЗ «О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ»,
ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации»,
Постановление правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОИНСКОМ УЧЕТЕ»,
КОАП РФ.
Согласно данным нормативным актам военному учету и регистрации подлежат штатные работники и совместители:
- пребывающие в запасе;
- призывники;
- женщины с военно-учетными специальностями.
И все работодатели, независимо от организационно-правовой формы предприятия, при ведении общего военного учета обязаны:
- назначить ответственного сотрудника;
- определить подлежащих ВУ работников;
- организовать отдельное делопроизводство.
При этом, количество работников, ведущих воинский учет зависит от числа состоящих на нем. А при численности свыше 500 военнообязанных, выделяется специальный сотрудник отдела кадров.
Структура работы в рамках общего воинского учета в организации должна выглядеть так:
- постановка при приеме документов;
- ведение личных карточек по форме Т-2;
- проверка наличия персональных электронных карт (если в документах ВУ есть отметка о выдаче) и справки (заменяющей военный билет);
- регулярная отчетность, позволяющая избежать наказания за непостановку на воинский учет и непредоставление сведений;
- обеспечение защиты личных персональных данных.
Существует особый порядок учета при приеме на работу сотрудников, не имеющих регистрации по месту жительства, а также прибывших на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации. Работодатель при заполнении документов обязан уточнять фактическое проживание (пребывание) работников, даже если оно не подтверждено документально. И работодателю следует уведомить военкомат в 2-недельный срок, если такие сведения изменились.
Сроки давности предусмотрены статьей 4.5 КоАП, и составляют три года с момента нарушения. К ответственности привлекаются руководители или должностные лица организации.
Мероприятия. Сейчас военные комиссары периодически проводят рейды по бизнес-центрам, офисным зданиям и крупным организациям. Причем по результатам проверки в подавляющем числе случаев выписывается штраф. А зачастую и не один, так как кроме стандартных штрафов за нарушения в организации воинского учета, граждане-предприниматели выхватывают себе еще парочку штрафов:
- ст. 19.4.1 КоАП — воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора);
- ст. 19.5 КоАП — невыполнение в срок законного предписания должностного лица и отказ сотрудничать с военкоматом.
Нет сомнений, что в ближайшее время увеличится как интенсивность проверок, так и полномочия военных комиссаров. Про суммы штрафов мы даже не говорим – их увеличенные настолько очевидно, что нет даже повода для разговора.
Для того же, чтобы гражданам-предпринимателям и их управленцам не создавать себе проблем во этой части, можем порекомендовать:
- начать приводить в порядок дела по воинскому учету на вашем предприятии;
- руководствоваться перечисленными выше нормативными актами;
- использовать Методические рекомендации генштаба;
- проводить сверку сведений (они содержатся в личных карточках Т-2) с документами воинского учета работников.
При сомнениях – обращаться за консультациями к профильным специалистам.