Человека на фотографии выше газета Chicago Tribune открыто называла мошенником и просила читателей не иметь с ним дела. Однако, когда на них направили орудия в виде повесток в суд за клевету, тут же извинились и, заявив, что разобрались в сути, начали утверждать, что в этом предложении всё кристально прозрачно.
Человек, чьи труды, знаменитое Нью-Йоркское общество библиофилов «Клуб Гролье» назвали одними из 100 наиболее влиятельных книг, опубликованных в США. В 2005 году Forbes поставил его на 16 место в топе самых влиятельных бизнесменов всех времён и народов. Если вы читаете этот текст, то с вероятностью в 97,234876% пользовались далёкими потомками его изобретения. Он сумел поменять мир, вокруг него. Сделал его совершенно другим, но этого никто просто не заметил. И наверняка вы даже не знаете имени этого человека.
Аарон Монтгомери Уорд. Родился в 1843 году. Начал свою карьеру продавца, как... продавец. Всё, что от него требовалось, было простым и незамысловатым. Он ездил по американской тьмутаракани и впаривал местным магазинчикам всякую хрень, нужную фермерам.
Лопаты, консервы, удобрения, чайники. В общем, все-то, что делает жизнь американских крестьян проще и уютнее. И тогда его поразило то, насколько малый выбор и высокие цены были в забугорных сельпо. Вот где-то на этом этапе ему в голову пришла гениальная идея, которая перевернула его (да и нашу тоже) жизнь.
Вскоре многие из фермеров обнаружили в своих почтовых ящиках и общественных местах небольшие брошюры (в 1872 году это была всего одна страничка из 162 видов товаров). Там предлагали новый и при этом революционный способ покупки — выбрать понравившийся товар, потом заполнить и отправить бланк на особый адрес. После этого сидеть и жевать бамбук.
Как только посылку доставят, покупатель должен был отправиться на почту, чтобы её забрать. Если вещь не устраивала, то товар можно было просто не забирать. Что? Да, далёкий-далёкий предок интернет-магазинов. Такой аналоговый их вариант. Но, кроме этого, было оговорено основное и важное правило, которое сейчас кажется самоочевидным, но тогда вселяло в сельских жителей долю уверенности: не тебе понравился товар — мы просто вернём деньги. Ассортимент вначале был не очень — в районе 200 наименований.
Но чем дальше, тем более объёмными становились каталоги и тем больше в них появлялось предложений. Конечно, обычные торговцы были не очень довольны, и даже устраивали публичные сжигания этих каталогов. Но покупатели голосовали рублем и делали заказы.
Один из таких каталогов.
Монтгомери понял простую вещь — если у тебя нет армии продавцов, скучающих на работе за твои деньги, и тебе не нужны огромные офисы и магазины, поздравляю, у тебя будет колоссальное преимущество. Владея всего одним складом и небольшим офисом, Уорд смог удерживать цены на товары чуть выше оптовых.
В дальнейшем Монтгомери придумал ещё одну вещь, которую вы наверняка знаете. Он начал добавлять в свои каталоги отзывы благодарных покупателей, позволяя читателям лучше ориентироваться в предложениях.Кстати, именно по его заказу написали детскую книжку, где впервые появился знаменитый в Америке олень с красным носом по имени Рудольф. Через его каталоги можно было купить кошек, собак, даже пони.
На его складах работали специальные люди Пикеры. Они собирали заказы, катаясь на роликовых коньках. А на вершине развития подобных каталогов можно было купить даже... дом. Да, целиком. Правда, собирать надо было его самостоятельно. Заказчику привозили все, что нужно было для постройки. Брус, трубы, обои, краски, провода, гвозди и инструкцию по сборке. Всего было продано около 33 тысяч таких самосборов. Некоторые такие «каталожные» дома стоят в США до сих пор.
Выглядит это вот так.
Но естественно, эта область стала театром для конкуренции. На сцену вышли «Сирс и Робак», владельцы обычного магазина, решившие сыграть в эту новую игру. И обошли они Монтгомери простым, но неожиданным способом. Всё, что было сделано — уменьшили габариты каталога. В смысле длина, ширина. А в чём был прикол?
А в банальной тяге человека к порядку. Когда в организациях или квартирах убираются, то книги, которые меньше, обычно кладут поверх большей. И таким образом, когда нужно было найти что-то для покупки, каталог Сирса и Робака оказывался первым в доступе.
А это уже каталог конкурентов.
При этом последствия этого способа торговли сложно переоценить. Приготовьтесь, к неожиданным связям, о которых обычно не задумываются.
Во-первых, по мнению социологов, появление таких каталогов значительно повысило уровень жизни среднего класса. Теперь жители отдалённых городов могли позволить себе более качественные вещи по низким ценам. Никаких тебе больше хождений по магазинчикам, с одним типом лопат. Хочешь себе раритетное копало с моторчиком, которое ни один уважающий владелец магазина не повезёт, из-за боязни, что оно будет занимать место и его никто не купит? Ну вот тебе на выбор.
Во-вторых, значительно увеличился объём почтовых отправок, а следовательно, многие мэры и губернаторы принялись заботиться о дорогах в своих краях. Ведь согласитесь, будет очень обидно, если грузовик с товарами, которые ждёт целый городок, застрянет где-то посреди пути. Избиратели этого не оценят и припомнят во время следующих выборов.
К концу XIX века объём этого рынка по нынешним меркам равнялся бы 700 миллиардам долларов. Через 20 лет, он стал больше в десяток раз. Объёмы каталогов увеличились до тысяч страниц. Но весь этот рай закончился в момент, когда на сцену вышли супермаркеты. Как раз повысилась автомобилизация населения и каждый небольшой городок вывел подобный магазин в показатель статуса.
И тот же Монтгомери и Сирс вместе с Робаком принялись открывать универмаги. К концу 1980-х были выпущены последние каталоги. Естественно, чтобы через несколько десятков лет перебраться в интернет. Теперь каждый человек может зайти на сайт, почитать отзывы и получить свой товар. А начиналось всё с человека, которому просто надоело ездить по отдалённым фермам.
Материал - GHedgehog
Примерно таким слогом наш учитель по истории преподавал. Любил его уроки, да и историю знаю благодаря этому не плохо.