Сразу оговорюсь, что термин «комиссия по легализации налоговой базы» существовал в письме ФНС России от 25 июля 2017 г. № ЕД-4–15/14490@, которое, в свою очередь, было отменено письмом ФНС России от 7 июля 2020 г. № БС-4–11/10881@.
С тех пор иных писем, утверждающих работу данных комиссий, ФНС России не издавала, что означает отсутствие их легального нормативного закрепления.
Однако связи с тем, что данный термин уже прочно вошел в обиход, то для простоты восприятия автор будет продолжать пользоваться им и далее.
Вызов на комиссию по легализации налоговой базы приравнивается судами к даче пояснений в рамках подп. 4 п.1 ст.31 НК РФ. В своих решениях они последовательно придерживаются следующей аргументации:
Поэтому и обжаловать вызовы на такие комиссии бесполезно.
Последнее время, в связи с выходом письма ФНС России от 10 марта 2021 г. № БВ4–7/3060@ наряду с уже ставшими обыденностью комиссиями по легализации налоговой базы по НДС, «зарплатными» комиссиями, комиссиям по страховым взносам, комиссиями по работе с самозанятыми появилась новая их разновидность, а именно — «по побуждению налогоплательщика к раскрытию сведений и представлению подтверждающих документов о действительном поставщике (подрядчике, исполнителе) и параметрах совершаемых с ним операций».
Несмотря на столь замысловатое название, цель подобных комиссий ничем не отличается от всех остальных — увеличение собираемости налогов. Кроме того представляется шанс добровольно «сдать» реальных контрагентов, минуя посредников, в обмен на неназначение выездной проверки (последнее ФНС, конечно, официально не гарантирует).
На комиссию может вызвать отдел камеральных налоговых проверок, контрольно-аналитический, а также предпроверочного анализа. Это обусловлено внутренним распределением обязанностей в конкретной ИФНС, поэтому их названия роли не играют. Нет более или менее «опасных» отделов. Разговор в любом случае будет не из простых. Поэтому к любой комиссии надо тщательно готовиться и заранее иметь на руках все материалы своей добросовестности.
Беседа проводится в формате интервью, во время которого директору или бухгалтеру могут показать экран компьютера, на котором красным цветом отмечены разрывы по НДС в программе АСК НДС-2 в цепочке его контрагентов (зачастую это вообще 2-5 и т.д. по счету звено), заявляют, что они работают с однодневками с целью незаконного уменьшения налогообложения, что у налоговой есть серьезная доказательственная база; затем будут убедительно предлагать подать уточненные декларации и доплатить налоги с предупреждением о предстоящем назначении выездной проверки, если этого не сделать. Разумеется, будут упомянуты и многочисленные проблемы с правоохранительными органами.
Возможен и вариант, когда представитель этих самых органов будет присутствовать на заседании комиссии и всем своим внешним видом (а то и словом) весьма красноречиво намекать на всю серьезность ситуации. Правомерно ли это?
Автор данной статьи считает, что нет.
Налоговые органы по закону не уполномочены проводить оперативно-розыскные мероприятия. Тем более, что начиная с 09.03.2022г. уголовное дело по налоговым преступлениям следователи СК РФ могут возбудить только на основании материалов, полученных из налоговой инспекции.
Прежний порядок наделял их данным правом и без участия налоговиков, лишь на основании имеющихся у них материалов. Это могли быть заявления от бывших сотрудников или конкурентов, информация оперативников, публикации в СМИ. Теперь же непременным условием для возбуждения дела является вступившее в законную силу решение ИФНС о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и неисполнением им в течение двух месяцев требования об уплате налогов. А дать поручение на проведение ОРМ сотрудникам полиции налоговый орган не может в принципе.
Исключением может быть ситуация, когда сотрудник проверяет сообщение или заявление не о налоговом преступлении, а о другом, но тоже связанном с предпринимательской деятельностью (например, по ст.173.1 УК — незаконное образование (создание, реорганизация) юрлица).
Однако данная проверка также проводится по определенным правилам: каждое такое заявление и сообщение подлежит обязательной регистрации с присвоением ему порядкового номера в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП), затем проводится опрос и (или) отбираются письменные пояснения и т.д. Но вероятность подобного развития событий на комиссии по легализации налоговой базы крайне невелика.
Впрочем, есть и куда более тонкие методы «работы» с налогоплательщиком, не подразумевающие прямых угроз и психологического давления.
Инспекторы зачастую предлагают компаниям заплатить спорную сумму в рассрочку, без пеней и штрафов (не путать с официальной отсрочкой, установленной главой 9 НК РФ и приказом ФНС от 16.12.2016 №ММВ-7-8/683) .
Например, убирать вычеты по НДС по сомнительному контрагенту не сразу, а частями. Компания обязуется сдавать уточненки, например, раз в месяц и постепенно увеличивать сумму налога к уплате. Такие обязательства организация фиксирует в протоколе комиссии, либо направляет в инспекцию письмо с графиком платежей, либо договаривается с ней на словах.
Организация платит первую сумму по рассрочке и сдает уточненную декларацию по налоговому периоду, который мог завершиться и несколько лет тому назад. По нему открывается камеральная проверка. И срок проверки будет продлеваться каждый раз, когда организация будет сдавать новую уточненку.
В период столь длительной камеральной проверки у налоговиков могут возникать новые вопросы. Например, обнаружатся и другие сомнительные контрагенты. В случае, если организация решит не соблюдать договоренности и перестанет платить, то ИФНС вправе задействовать весь свой арсенал, который у нее есть и провести углубленную камеральную проверку с крупными доначислениями, т.к. имеет все формальные основания для этого. И итоговая сумма к уплате может сильно превысить ту, о которой изначально шла речь на комиссии.
P.S. Конечно, эти советы не претендуют на универсальность. Если не хотите «портить отношения» с налоговой или чувствуете явную слабость своей доказательственной базы, то можете соглашаться с требованиями ИФНС. Но описанный выше подход налоговиков к комиссиям по легализации дает им возможность фактически переложить ответственность с действительных бенефициаров незаконных схем на добросовестных налогоплательщиков, способствуя уходу реальных выгодоприобретателей от налогов и наказания. Проблемы это не решает, а лишь провоцирует дальнейший налоговый гнет и напряженность.
Материал - Олег Ваганов, налоговый адвокат, специалист по данной категории споров с ФНС.