Беззащитные, ушли из России, бери, копируй и делай что хочешь! Так? А вот и нет. И тому есть несколько причин.
1. Позиция Роспатента. Это ведомство продолжает охранять интеллектуальную собственность в РФ иностранных капиталистов, независимо от их заявлений и позиции в отношении России.
Даже если фирма из каждого утюга кричит, что из РФ ушла, что ей с нашей страной не по пути, что здесь сплошные нарушения прав и тоталитаризм – Роспатент будет блюсти охрану ее интеллектуальной собственности (бренды, товарные знаки и знаки обслуживания, слоганы и т.п.) на территории РФ вплоть до суда.
2. Позиция судов. Если кто-то нафантазировал себе, что стоит сослаться на то, что если владелец объекта интеллектуальной собственности из недружественной страны и ушёл из РФ, то суд просто автоматически примет решение в его пользу. И…. Это не так. Данные аргументы учитываются судом конечно, но не срабатывает сам по себе. Впереди – долгое судилище с доказыванием, состязательностью сторон и так далее. И решение будет не факт что в пользу российского предпринимателя.
Почему так – вопрос отдельный. С одной стороны – нет четкого волеизъявления со стороны законодателя в этом вопросе. С другой – разнонаправленная практика правоприменения судами в этом вопросе.
3. И, самое главное – позиция истцов. То есть иностранных правообладателей, чьи права нарушены.
Несмотря на то, что они как-бы из России ушли, на самом деле они никуда не ушли и имеют рынок РФ ввиду, строя на него определенные планы. А для этого, недопустимо чтобы на этом рынке их товарным знаком, либо максимально схожим, владел и распоряжался кто-то иной, кроме них.
Соответственно, для этого они внимательно отслеживают случаи незаконного использования своих товарных знаков.
К примеру, как следует из Картотеки арбитражных дел, по данным на апрель 2023 г., Calvin Klein Trademark Trust с октября 2022-го подал 68 заявлений против российских предпринимателей и компаний, которые нарушили ее права на товарные знаки А Levi Strauss and Co. за последние полгода подала более 20 исков к отечественным предпринимателям.
И это только конфликты, дошедшие до суда. А сколько их было решено на досудебной стадии – не считано.
То есть, в сухом остатке сам собой напрашивается вывод, что «ушедшие» из РФ фирмы никуда не ушли, а только замерли, а в перспективе планируют с российского рынка получать доходы, как это и было ранее. И именно для этого необходимо бдить за незаконным использованием собственных товарных знаков.
Несложно сопоставить 1, 2 и 3. И мысль о том, что в отсутствие хозяина стоит поупражняться с его товарным знаком, покажется крайне плохой и малоперспективной. Так что гражданам предпринимателям порекомендуем искать иные пути для собственной раскрутки и продвижения.