В Верховном Суде РФ (ВС) тихо и незаметно произошло событие, должное кардинально поменять целую отрасль экономики, в которой задействованы миллионы людей (дело № А40-263181/2021).
По инициативе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края там было рассмотрено дело, в котором чиновникам удалось доказать, что агрегаторы такси по сути являются диспетчерскими службами. А из этого прямо следует, что они не вправе отдавать заказы пользователей водителям без проверки их разрешений на перевозку пассажиров.
Все началось с проверки приложения «Ситимобил», которое систематически передавало заказы на перевозку водителям, у которых нет разрешения на перевозку пассажиров. Чиновники увидели в этом «опасность для неопределенного круга лиц» и обратились с иском, который запретил бы компании передавать заказы водителям без лицензий.
В трех инстанциях агрегатору удалось отбиться от претензий чиновников. Суды согласились, что:
«…ООО «Сити-Мобил» лишь обеспечивает информационную поддержку сторон и не должен проверять разрешения водителей. Компания не назначает водителей на выполнение конкретных заказов, это перевозчики сами решают, принять ли к исполнению тот или иной заказ, или наделяют своих водителей таким правом….».
Чиновников такой исход дела не устроил и они решили идти до конца. В жалобе в Верховный суд они настаивали:
«….фактически компания занимается организацией перевозок легковым такси, то есть она диспетчерская служба. А значит, компания должна проверять водителей, которым передает заказы. Наряду с водителями, которые осуществляют перевозки пассажиров и багажа легковым такси в отсутствие сведений о праве на осуществление таких перевозок, ООО «Сити Мобил» создает условия для таких перевозок, тем самым участвуя в деятельности, создающей опасность для неопределенного круга лиц».
В результате ВС признал, что ООО «Сити Мобил» фактически осуществляет функции службы заказа легкового такси – диспетчерской службы, так как по сути предоставляет услуги потребителям: принимает заявки на перевозки, формирует из них базу данных и предоставляет фрахтовщикам доступ к этой базе данных.
ВС, соглашаясь с чиновниками, отметил, что:
«…Информируя потребителей (фрахтователей) о возможности получить услугу и принимая соответствующие заявки, формируя базу указанных заявок, оповещая о поступлении заявок перевозчиков, ООО «Сити Мобил» фактически осуществляет деятельность по организации перевозки легковым такси для обратившихся потребителей, последние вступают в правовые отношения именно с обществом и воспринимают его как организатора перевозки….».
И, как следствие, ВС признает, что агрегатор не вправе передавать заказы водителям без их предварительной проверки.
Мы видим пере собой прецедентное решение, так как ранее ВС отказывал чиновникам в аналогичных делах. Например, в деле № А40-80892/2020 против GetTaxi, или дела № А40-230845/2021 и № А40-83125/2021 против «Яндекс.Такси».
Выводы же ВС синхронизируются с новым законом о такси, вступающим в силу 1 сентября 2023 года – он относит агрегаторов к «службам заказа легкового такси» и обязывает их проверять лицензии у перевозчиков.