«В текущем 2018 году доля фирм-однодневок в РФ опустилась до 7% от общего числа всех компаний» - заявили в ФНС. Это стало возможным благодаря изменениям правил регистрации юрлиц и усилению контроля.
Под «фирмой-однодневкой» ФНС подразумевает «юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности и, как правило, не представляющее налоговую отчетность», разъяснили налоговики свою позицию еще в 2010 году.
Как мы видим, формулировка «кривая», ибо далеко не все «однодневки» созданы с вышеназванными целями, не все «однодневки» - однодневки, а работали по 5-10 лет, многие «однодневки» - просто технические компании, созданные для владения каким-либо одним активом или просто – отлежаться в ящике стола для участия в каком-то проекте. Но «причесали» все компании.
Создавались «однодневки» для того, чтобы налогоплательщик мог искусственно включить их в цепочку хозяйственных связей тем или иным образом. Но налоговая в данном вопросе исходит из презумпции виновности налогоплательщика и считает, что налогоплательщик совершает «согласованные противоправные действия». Доказать обратное – только суд. Да и то не всегда и не у всех получалось.
Снизить число «однодневок» налоговой позволили изменения в 129-ФЗ о госрегистрации, благодаря которому налоговым органам дано больше возможностей по исключению организаций из ЕГРЮЛ.
Обнаружив компанию с признаком фиктивности, налоговые органы вносят в реестр запись о недостоверности адреса, места нахождения юридического лица, его руководителе или учредителе, что сковывает действия как самой такой компании, так и ее формальных управленцев. А через полгода – исключение из реестра.
Кроме того, закон обязал банки самостоятельно выявлять «плохие» фирмы и не открывать или блокировать им счета. Что тоже внесло весомый вклад в эту статистику.