Счетная палата проверила Федеральную службу судебных приставов на предмет применения мер по принудительному исполнению судебных и других актов, в том числе в части взыскания налоговых и неналоговых доходов и дебиторской задолженности.
Выяснилось, что уровень взаимодействия между ФССП и ФНС в части своевременности и полноты передачи материалов для принудительного взыскания задолженности по платежам физлиц не очень высокий.
«Ежегодно подразделения ФССП не получают значительное количество судебных актов на бумажных носителях. Показатели отчетности ФНС и ФССП о направленных и полученных документах о задолженности физлиц по налогам не совпадают. Сверка данных между подразделениями ФНС и ФССП по направленным, полученным и отказанным в возбуждении исполнительным документам, по возбужденным исполнительным производствам, а также фактически исполненным и оконченным исполнительным производствам, проводится без детализации по должникам и носит формальный характер», - заявил аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин.
Из выбранных для проверки 154 исполнительных документов, зафиксированных в отчетности ФНС, как отправленные на исполнение в ФССП, фактически были направлены и получены установленным порядком всего 49 (25,3%). Причем 10 из них были утрачены органами ФССП и восстанавливаются. 83 исполнительных документа (53,9%) не направлялись по разным причинам, местонахождение 17 (11%) было установлено органами ФНС только после запроса Счетной палаты, а 5 исполнительных документов (3,3%) на момент завершения контрольного мероприятия так и не нашлись.
В докладе Счетной палаты называются основные причины недостаточного взаимодействия подразделений ФССП и налоговых органов:
- отсутствие единого программного продукта, обеспечивающего интеграцию ведомственных информационных систем с учетом особенностей каждого участника информационного документооборота и позволяющего обмениваться необходимой информацией на любом этапе процесса принудительного взыскания задолженности;
- формальный характер проводимых сверок количества и суммы переданных и принятых к исполнению документов;- отсутствие в актах судебных органов всех необходимых реквизитов, а именно УИН, реквизитов счета взыскателя, КБК, назначения (вида) фискального платежа и др.;
- невозможность возбуждения исполнительного производства без наличия судебного акта на бумажном носителе;
- некорректное заполнение и оформление передаваемых исполнительных документов (отсутствие штампа, даты, подписей и т.д.);
- утрата исполнительных документов в процессе пересылки.
В Счетной палате также отметили, что оставляет желать лучшего и уровень взаимодействия ФССП с территориальными органами ГИБДД.
По мнению Счетной палаты, одной из причин недостаточного качества исполнения ФССП своих полномочий является высокая нагрузка на судебных приставов.
«За 6 месяцев 2018 г. средняя нагрузка на единицу штатной численности судебных приставов-исполнителей составила 2 434,8 исполнительных производств. Это 406 исполнительных производств в месяц, что в 18,3 раз превышает установленную норму (22,2 ИП в месяц). При этом надо отметить, что норма не менялась с 2002 года и не учитывает современный уровень автоматизации процессов деятельности судебных приставов», - подчеркнули в Счетной палате.