Кто?
Почта России поддержало предложение Минэкономразвития России о замене при регистрации юридического адреса на иной идентификатор. А также перехода на принципиально иной способ коммуникации с юридическим лицом.
Электронные юридические адреса предлагается создавать на базе сервиса Почты России «Электронные заказные письма» (ЭЗП): https://zakaznoe.pochta.ru/.
Как?
Перед отправкой официальные документы заверяются электронной подписью отправителя и должны признаваться полным эквивалентом бумажным. Юридические лица и предприниматели будут получать учетную запись в системе, к которой будут привязаны их юридически значимые коммуникации.
Где?
Учетная запись будет автоматически создаваться при регистрации юридического лица налоговыми органами. С ее помощью юридическое лицо сможет настроить каналы взаимодействия с государственными органами.
Как скоро?
Но от бумажных носителей сразу отказываться не предлагается. Для получения корреспонденции на бумажном носителе юридическому лицу потребуется привязать индекс отделения почтовой связи к учетной записи. Доставка корреспонденции будет осуществляться в данное отделение на имя организации.
При этом ФНС будет автоматически уведомлена об указании организацией адреса доставки.
Сейчас.
В настоящее время также проводятся работы по полной интеграции системы ЭЗП с Системой межведомственного электронного взаимодействия («СМЭВ»), которая позволит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям установить двусторонний обмен юридически значимыми коммуникациями, включая взаимодействие с государственными органами (функции Госуслуг).
Зачем?
Перспектива новшества в том, что это реальная экономия ресурсов времени и денег для малого бизнеса. Особенно того, который не нуждается в офисе и раньше вынужден был платить за «юридический адрес», как при регистрации, так и в дальнейшей деятельности. С бизнесом по продаже юрадресов можно попрощаться, впрочем, и регистраторские компании потеряют значительную часть клиентов.
Сложности.
Но наличие только виртуального адреса сразу порождает массу вопросов: в какой суд заявлять требования к должнику без адреса? Какая территориальная налоговая будет администрировать налоги такой компании? Куда будет приходить выездная проверка и какая инспекция будет их проверять?
Если закон усилит необходимость и обязательность привязки такого электронного адреса по почтовому индексу, т. е. «прописка» будет по адресу почтового отделения — тогда подобные вопросы отчасти снимаются. Но сама идея была именно в «виртуальном адресе».
Кому решать?
Пропустит ли ФНС изменения в таком ключе — это вопрос. Ведь ФНС главный поставщик денег в бюджет и его мнение очень важно для государства.
А такие новшества точно будут затруднять налоговый контроль — непонятно, где искать директора и документы.