На днях разошлись с клиентом. Как бы это странно не прозвучало для бизнес-вопросов, но не из-за денег, а по идеологическим соображениям. И виной тому – принципиально разное отношение к НДС.
Кто:
Клиент – вот прям образ среднестатистического российского предпринимателя, написанный с натуры. Человек, верящий в Экономикс, в то, что «сначала надо много и тяжело работать, строя предприятие и создавая имя продукту, а потом….». На абонентке мы его никогда не обслуживали – только разовые позиции. То с сетями за него посудиться. То юристов его проконсультировать по каким-то нетипичным вопросам. То аудит провести. Рутина, в общем. И вот тут обращается с проблемой.
Проблема:
Он регулярно откупал НДС. Что такое покупной НДС и почему это плохо – предмет сильно отдельной темы, посему в рамках данного повествования будем просто исходить из константы: покупной НДС – это палево, которое бахнет точно, только вопрос когда.
Которое и случилось в нашем случае. Налоговая выявила купленный НДС, провела проверку. Запросила на предмет инфы ЗАГСы, походу выявив еще и плохоспрятанное и самостоятельно «на коленке» исполненное дробление, ковырнула склад, попутно выяснив, что на нем «лежит» столько, сколько туда не влезет, и:
- попросила положить в бюджет около 10 миллионов недоплаченного НДСа;
- сформировала базу для последующих проверок;
- выделила в отдельное дело найденное дробление;
- передала правоохранителям информацию по вскрытым «помоечкам» схемы.
Так что у клиента впереди как минимум одно, а может быть даже и два Уголовных Дела. И минус 10 миллионов.
Причина:
А причина – заведомо неверное отношение к налогам. К НДС в частности. Вы знаете, как европейский предприниматель относится к НДС? Как к чужим деньгам, за которые ему дали подержаться. Без уплаты процента, заметим. И ценообразование там исходит именно из этого: себестоимость товара + прибыль + НДС. Примитивно изобразил, но смысл отображает.
То есть еще при формировании цены товара, все исходят из того, что НДС будет уплачен. Не замотан, не замылен, а именно уплачен. Нет, конечно, там тоже есть те, кто не прочь поупражняться с НДСом. Получилось – отлично. Не получилось – ну и ладно.
Наш же предприниматель исходит из принципиально иных посылов: НДС – это всего лишь один из налогов, которые платит ОН из ЗАРАБОТАННЫХ ИМ денег. Что само по себе не соответствует ни действительности, ни здравому смыслу. И вот из заведомо кривых посылов, такие предприниматели строят как ценообразование, так и налоговую стратегию предприятия.
Давайте еще раз. Выделим 4 важных постулата:
Инструменты.
Их два. И поверьте, их вполне хватает:
Но оставим пока в стороне высокие материи, давайте вернемся к клиенту. Так вот, сделав из случившегося какие-то свои выводы, он обращается с просьбой о помощи. Но под словом «помощь» он подразумевает совсем не то, что мы.
Вникнув в ситуацию ему предложили, во-первых, профильного адвоката . Это штучный продукт, ибо 99% юристов имеющих статус адвоката, по экономике работать не в состоянии. Я за 20 лет практики познакомился лишь с тремя. Говорит, «спасибо не надо – уголовного же дела пока нет». Ладно, его выбор, идем дальше.
Во-вторых, решить проблему с кривым дроблением. Тоже не надо, ведь пока проблемы нет. А то, что они там выявили – пусть еще докажут. Удивились, пожали плечами. Но…, и это проехали.
В-третьих, предлагаем ему построить нормальную структуру бизнеса (точнее перестроить его кривую), наладить управленческий учет, организовать бухконтроль и, как вариант, взять его на юрсопровождение. И это не надо, говорит.
Тогда возникает резонный вопрос – а что вообще надо-то? Чем помочь?
- А надо, - говорит он, - посудиться с налоговой за эти 10 миллионов. А еще проинструктировать моего юриста и бухгалтера так, чтобы такие ситуации впредь не возникали.
- Начни платить НДС для начала, - говорю, - но для этого сам его научись правильно исчислять и учитывать.
- Не, - отвечает, - если я в лобовую начну платить НДС, то мне п***ец.
Час. Час времени я проводил ликбез. Объяснял, как это работает. Как работать с этими материями. Показывал, где еще ужать налоговые выплаты, не трогая НДС. Но…
- Нет, если я в лобовую начну платить НДС, то мне п***ец.
Пришлось с клиентом расстаться и не исключено, что навсегда. Ибо проблема явно идиологического характера: я ему про то, что НДС – это изначально не есть деньги налогоплательщика, а он мне:
- начну платить НДС - мне п***ец.
При столь разных изначальных посылах по одному и тому же предмету, договориться невозможно.
Всем удачи и правильного понимания сути НДС.