С 1 июля вступают в силу поправки, внесенные Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ, изменяющий порядок получения ЭП (электронной подписи). А с 1 января 2022 года данный порядок меняется кардинально:
- Руководители кредитных организаций смогут сделать это только в Центральном банке Российской Федерации,
- Руководители органов государственной власти — в Федеральном Казначействе,
- Руководители коммерческих предприятий и индивидуальные предприниматели — в Федеральной налоговой службе.
Последняя категория также сможет идентифицировать личные данные и получать ЭП удаленно, в том числе по действующему сертификату ЭП.
Сотрудники юридического лица или индивидуального предпринимателя могут получить ЭП в коммерческих удостоверяющих центрах. Для подтверждения полномочий будут прикладываться машиночитаемые доверенности.
Сертификаты ключей ЭП на сотрудников для сдачи налоговой отчетности, полученные до 1 июля, действуют до конца 2021 года.
Кроме того, с 2021 года появится новый вид организаций: доверенная третья сторона. В их задачи будет входить проверка действительности ЭП, сертификатов и полномочий участников электронного взаимодействия. Планируется, что это обезопасит работу с электронной подписью и исключит мошенничества в этой сфере.
Также с 1 января 2021 года удостоверяющие центры получат право хранить и использовать по поручению клиента ключ электронной подписи (дистанционная электронная подпись). Таким образом, владельцы смогут подписывать электронные документы с любого электронного устройства без установки специальных программ.
Стоит еще заметить, что по замыслу законодателя дистанционное хранение ЭП упростит отслеживание подписанных документов, ведь в удостоверяющем центре будет сохраняться вся история их подписания.