01.02.2021

Учебник по праву компьютерных игр. Моды и права на них.

Я уверен, что фраза “Rise and shine, Mr. Freeman. Rise and shine” куда менее известна, чем “Contr Terrorists win”. Первая взята из Half Life, а вторая - из Counter Strike, который изначально всего лишь мод Half Life.

Мод “Ностальгия” включен…

Мод для Warcraft II - Warcraft 2000 - был точкой сборки компании GSC Game World, которая подарила нам Казаки и Ждалкера (среди именно так многие звали S.T.A.L.K.E.R. до его выхода), а также целый пласт фантастической литературы вокруг Ждалкера (ну я по старой памяти, по старой памяти его так называю).

Еще один мод, уже для Warcraft III, стал основой для Dota. Эта игра создала целый жанр, целый пласт, как СS. Любопытно, что права на Dota II сейчас у корпорации Valve, т.е. два величайших (я могу их так называть в силу давнего знакомства) мода, CS и Dota, в руках одной компании.

HoMM III до сих пор обрастает фанатскими модами, которые не сильно хуже, чем “Хроники”, по сути, набор кампаний для оригинальной версии игры, продававшийся как отдельные игры.

А ведь пройдут годы, и даже это забудут....

Мод “Ностальгия” выключен.

Кстати, что такое мод?

Это мод[ификация] оригинальной (ну или не очень оригинальной, если мы обращаемся к CS, который изначально тоже мод) компьютерной игры. Объем изменений, то есть собственно объем мода, может быть весьма значительным.

Так, Dota - это несколько пользовательских карт, созданных пользователем Eul в 2004 году - пользователь опубликовал исходный код мод в указанном году, не требуя денег за свои наработки, но только прося о том, чтобы его имя указывали в титрах производных от этого мода. Такая вот open source лицензия “на коленке”.

Dota “пошла” в народ.

Пошла сперва на некоммерческих основаниях, так как в пользовательском соглашении Blizzard к Warcraft III, как оригиналу мода, было установлено, что пользователи могут создавать модификации (в основном, если я правильно понимаю, разработчики имели в виду пользовательские карты, наборы миссий и т.д.). Так как Dota и была набором карт для Warcraft III, на нее распространялись соответствующие условия соглашения от Метелицы.

Из этого, в частности, проистекало то, что нежелательно не только продавать соответствующие моды, но и, например, регистрировать товарные знаки в отношении них.

Но если вы зайдете на официальный сайт Dota II, то в “подвале” сайта четко видно, что права на Dota II, а также на товарный знак Dota (только на аббревиатуру, не на полное, изначальное название мода Defence of the Ancients и Allstars) принадлежат Valve. Как так получилось? Valve решили “не заметить” права Метелицы?

Мод “Юрист” включен.

В ноябре 2011 года Метелица начала спор с Valve (прошло “всего лишь” семь лет с публикации открытого кода мода - хороший показатель того, что юридический конфликт может разразиться спустя МНОГО лет) по поводу принадлежности товарного знака. Летом 2010 года Valve начала регистрацию товарного знака Dota. Позиция Метелицы заключалась в том, что Defence of the Ancients и Allstars - это часть франшизы Warcraft, и права на такой товарный знак могут принадлежать только Метелице. Valve стояли на своем, требуя возможности регистрации товарного знака Dota как уже, по сути, самостоятельного. давно отделившегося от франшизы Warcraft явления.

Valve пустили в ход секретное (как минимум, до 2011 года реально секретное - пользователь предпочитал сохранять анонимность) оружие - привлекли в спор для дачи разъяснений пользователя IceFrog, который с 2005 года поддерживал и работал на Dota. Этот же пользователь был привлечен Valve для участия в разработке Dota II.

В итоге, Метелица сохранила за собой права использовать наименование Dota для всех своих продуктов, которые не относились к жанру Moba (Multiplayer Online Battle Arena). Valve, в свою очередь, получала возможность назвать Dota II именно как Dota II. Иное могло бы значительным образом повлиять на узнаваемость второй части_мода_для Warcraft III. Даже при активированном моде “юрист” мне это напоминает синопсис, по меньшей мере, аргентинского, а может даже и бразильского сериала. Метелице по итогам пришлось для своей новой (тогда еще) игры отказаться от названия Blizzard DOTA в пользу Heroes of the Storm (мне кажется, это Метелице ничуть не повредило). Плюс, в Dota II имена персонажей поменялись по сравнению с первой частью, так как иное нарушало права Метелицы.

Но беда не приходит одна.

Как минимум две игровые студии взялись за разработку своих версий Dota для мобильных. Игры, названия которых изначально заявлялись как Dota (ничего не напоминает?) Legends и Heroes Charge (ну эту вот, видимо, я узнал бы только в лицо), по мнению Valve, нарушали права корпорации. Последовало судебное разбирательство. Позиция разработчиков игр_созданных_на_основе_переработки_мода_для_Warcraft заключалась в том, что права на Dota если и принадлежат какой-либо корпорации, то не Valve, а на худой конец Метелице. Разработчики ссылались на сообщение Eul (то есть на условий открытой лицензии) в части того, что права-то окончательно он на Dota не передает и запрещает коммерческое использование его мода. Кстати, на мой взгляд, тем самым разработчики либо шли ва-банк, надеясь, что Метелица либо Eul не станут с ними судиться (из-за изначальных лазеек в пользовательских соглашениях Метелицы в части возможности некоммерческого использования).

В суде между Valve и двумя этими разработчиками суд поднял вопрос о том, могла ли Valve изначально владеть правами на Dota. Из этого мог делаться вывод о том, что в принципе в иске Valve требовалось отказать. Суд указывал на то, что оферту Eul надо понимать в том смысле, что для использования Dota и создания новых модов на ее основе требовалось бы письменное согласие Метелицы. https://kotaku.com/jury-to-decide-whether-valve-ac... Но в итоге суд решил, что вопрос слишком сложный, а потому необходимо собрать жюри присяжных. Пусть они решают, могут ли принадлежать корпорации Valve права на Dota II или нет.

Метелица тоже не осталась в стороне и принялась судиться с разработчиками (в основном в части визуального ряда).

Разработчики Heroes Charge уже проиграли спор с Метелицей, что привело к переработке моделей персонажей и визуального ряда в целом (при желании можно прикинуть затраты на такую переделку из-за проигранной судебной тяжбы). Cпор с Valve разработчики тоже проиграли.

Но, кажется, если в споре не рождается истина, то сотрудничество дальнейшее родиться может. Компания Lemon Sky, отвечавшее за визуальный ряд для Heroes Charge, в дальнейшем работала на Warcraft III Reforged. И есть у меня подозрение, что результат этой работы был местью за судебный спор по поводу Heroes Charge.

Юридическим итогом споров стало напоминание о том, что при создании и использовании мода надо очень внимательно изучать пользовательское соглашение с правообладателем на основную игру.

Мод, с юридической точки зрения, - это производное произведение, и объем прав на переработку игры, как мультимедийного продукта, регулируется правообладателем этого самого мультимедийного продукта.

И если в эпоху зарождения современных компьютерных игр еще можно было под шумок выпустить условный Warcraft 2000 или “игры от дядюшки Рисеча” или “от Фаргуса”, где озвучка, по сути, выступала элементом мода, так как могла изменять сюжет и тд игры (достаточно вспомнить, например игру Tzar и влияние дубляжа на сюжетную линию), то сейчас разработчики модов стараются очень осторожно подходить к этому вопросу.

Хорошим примером является мод Enderal к TES V : Skyrim. На платформе Steam он распространяется отдельно от дистрибутива Skyrim и во многом является самостоятельным произведением (насколько это можно сказать в отношении модификации). При этом Enderal распространяется бесплатно, так как пользовательское соглашение Skyrim запрещает коммерческое использование модов. В итоге это привело к решению команды-разработчиков мода взяться за самостоятельную игру. Видимо, в какой-то момент стало понятно, что опыт уже есть, узнаваемость - тоже (полагаю, что налажены и определенные контакты с издателями и, как минимум, с платформой Steam), можно и деньги начать за свой труд требовать. И это, на самом деле, хорошо.

Плохо, когда вокруг мода могут возникнуть проблемы для основной игры, как это случилось с модом для очередной GTA: “запрещенный” и коряво удаленный контент мог извлекаться из дистрибутива игры при помощи мода Hot Coffee. Итогом стала настоящее информационное цунами, поднятое на и докатившееся до США.

Таким образом, ключевое в создании и использовании мода - соблюдение условий пользовательского соглашения в отношении первоначальной игры. Причем это может касаться не только товарных знаков, но даже визуального ряда игры.

Главное не забывать. что мод - это “всего” лишь мод, производное произведение. Но даже и в отношении мода как производного произведения у его создателя сохраняются права, что было заметно в истории споров вокруг Dota.

Автор материала - Николай Андреев

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3.

Комментарии
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Свежие комментарии пользователей
18:32 - 21.04.2024
Даже если сделать хорошие копии каждого бумажного документа в организации, фискалам ничего не помещает изъять и копии...
Как стимулировать налоговиков вернуть все изъятое в ходе выемки
21:20 - 04.03.2024
>> говорили ему что стоит предпринять И что же предпринять, есть какой-то общий рецепт или он уникален для каждой...
Давно это было…
16:05 - 12.01.2024
Я даже знаю этого некомера)) С описания стало понятно, что это по сути линейное решение проблемы. Линейное для нас, а...
Наследники пролетают как фанера над Парижем.
13:56 - 02.01.2024
Прям классическая история. На днях объяснял знакомому, что нельзя просто оформить машину на дядю. Что в случае чего -...
Жабогадюкинские схемы.
Подпишись на нашу рассылку и будь в курсе свежих новостей и статей
Сайт находится в стадии тестирования. Если вы найдете ошибку в его работе, сообщите нам по электронной почте info@1w.ru