Первая часть данного субъективного учебника по праву компьютерных игр находится ЗДЕСЬ.
Сейчас самое время использовать штамп “-ученые спорят о…”. О том, что это вообще такое, игровые персонажи и внутриигровое имущество. Немного о спорах можно почитать у М.А. Рожковой и О.Н. Гороховой (Рожкова М.А. Имущественные права на новые нематериальные объекты в системе абсолютных прав // Право цифровой экономики - 2020. М.: Статут, 2020. С. 5 - 79.; Горохова О.Н. “Игровое имущество” как разновидность “виртуального имущества” // E-Commerce и взаимосвязанные области (правовое регулирование). М.: Статут, 2019. С. 378 - 392. ).
Если упрощать, можно свести дискуссию к двум позициям: у игроков есть право собственности на персонажей и на внутриигровое имущество - и у игроков права собственности нет, а есть другие права, скорее всего, правам доступа.
Эпическая битва Mail.ru и Федеральной налоговойслужбы по поводу внутриигрового имущества подарила позицию о том, что результатом продажи внутриигрового имущества игрок является возможность ввести дополнительную команду в игре (Определение ВС РФ от 30 сентября 2015 года № 305-КГ15-12154). То есть, очень условно, это как чит. Просто за деньги. Впрочем, любители формата free-to-play, особенно в играх, где такой формат победил здравый смысл, с читерной позицией ФНС согласятся. На мой взгляд, стороны по-разному описывали услуги формата SaaS : многопользовательские игры дают право доступа, и действительно, к этому доступу можно прикрутить всякое имущество. И персонажа (в тех играх, где они доступны), в принципе, тоже. Из великой битвы Мэйл и ФНС в том числе родился налоговый маневр в IT, где сложным по белому, описан формат SaaS-услуг. Примерно семь лет потребовалось, чтобы Мэйл победил….И проиграл: SaaS услуги от льгот по НДС (из-за чего и разгорелся спор), по сути, не освободили для гигантов типа Мэйл. Но об этом подробнее в главе о налогах, а сейчас вернемся к имуществу.
Итак, в чем вообще смысл определения, каким правом игроки обладают в отношении персонажей и внутриигрового имущества?..
Итак, ночь.
Свет от экрана заливает комнату. Ты крафтишь, как бригада китайцев. Подминаешь под себя сеть вендоров отсюда и до аддона. С гордостью читаешь ветку обсуждения “Эльфа со шрамом” (так иногда зовут тебя сопартийцы и всегда - твои ненавистники) на тематическом форуме.
Но однажды ты просыпаешься - а ни твоего персонажа, ни имущества у тебя больше нет. Все. Оно досталось некоему афганцу или индусу, который успел взломать твой аккаунт.
И ты падаешь на песок, пропускаешь его крупицы между пальцами, и понимаешь бренность бытия... Короче, материшься.
Примерно то же самое я чувствовал, когда у меня “увели” аккаунт World Of Warcraft, который я вел еще со студенчества, с 2006 года. Было ...Матерно. Очень.
Но иногда бывает еще хуже - когда твой аккаунт блокируют сами же операторы игры за нарушения пользовательского соглашения, реальные или мнимые.
Некоторые такие случаи доходят даже до российских судов.
Шел 2009 год. Доллар стоил 34 рубля 77 копеек по курсу ЦБ (в данном случае - это важно). Народ вовсю играл в MMORPG под названием Lineage II (хотя уже тогда говорили, что “вторая часть не то, вот первая! огонь!). Страсти разыгрывались в игре нешуточные. И один пользователь решил подойти к игре серьезно.. За два месяца он вложил в игру около 3 000 долларов США (поняли, зачем было про курс валюты?). Это была как плата за пользование аккаунтом, предусмотренная пользовательским соглашением, так и контрабас - так я называю покупки у других игроков оружия, усиливающих предметов и прочего внутриигрового счастья.
16 февраля. Утро. Игрок проснулся, запустил дистрибутив игры...и не смог. Не смог войти в игру: аккаунт был заблокирован.
Первая паника сменилась попыткой разобраться, что происходит. Ушло письмо в Innova, оператора Lineage II в те годы. Ответ - блокировка произошла в ответ на торговлю игровыми предметами за неигровые трудовые рубли (и доллары).
Слово за слово. Все, что в XIX веке требовалось для дуэли, произошло. К счастью, шел уже XXI век, а потому вместо дуэли выбрали более скучный, но не менее интерактивный вариант - судебный спор.
Так как этой мой субъективный учебник, то здесь я могу приводить любые материалы - и приведу текст судебного решения, которое было вынесено по итогу разбирательства игрока с Innova (с необходимыми изъятиями) (источник текста - https://www.gameru.net/forum/?showtopic=32565) . Я считаю, это потрясающе четкое и коротко написанное решение, концентрат (ну или дистиллят, в зависимости от ваших гастрономических пристрастий) существующих позиций по внутриигровому имуществу.
Позиция Innova сводилась к тому, что пользователи должны соблюдать пользовательское соглашения, и приобретение внутриигрового имущества (как минимум, на “черном рынке”) должно наказываться. Возмездный или безвозмездный характер такого приобретения не стал предметом доказывания, а жаль, я мечтал бы увидеть то, что в иных местах зовется великим побоищем “вампиров и упырей” (в данном случае - различных позиций по фундаментальным вопросам игрового права). При этом юристы Innova обращала внимание на то, что игрок не должен нарушать правила игрового процесса. Подробный обмен ударами можно отследить по тексту решения.
Обращу лишь внимание на то, что ответная ссылка на Закон “О защите прав потребителей” оказалась более весома, и в итоге пользователь победил.
Получается, что право доступа к игре, к внутриигровому имуществу оказалось весомее пользовательского соглашения? И это, кстати, не только российский подход. Некоторые европейские суды даже разрешают перепродавать версии игры другим игрокам на платформах типа Steam, но об этом кошмаре издателей не здесь.
Итак, обладает ли игрок каким-либо правом на персонажа и на внутриигровое имущество? Да, обладает.
Это право собственности?
А ни фига. Приходится постоянно спорить о том, каковы пределы использования игроком имущества и персонажей. Если дом, условно, можно продать кому угодно, квартиру заложить банку, то с внутриигровым имуществом и персонажами ситуация совершенно другая. Иногда можно купить имущество у оператора компьютерной игры (игроки Diablo III меня поймут, аукционерам привет), то продать - уже вряд ли. Продать можно будет купленное у оператора имущество в магазине за игровую валюту, да. Но за реальные деньги тому же условному операторскому аукциону - нет. За одним исключением.
Можно ли извлекать доходы из внутриигрового имущества?
Теоретически, да. При этом ограничения на такое извлечение зависят от пользовательского соглашения или внутриигровых правил. Например, в Warface (как минимум, некоторое время) за игру можно было получать токены, обмениваемые на криптовалюту )выпускаемую партнерами оператора игры).
Про исключение - мой любимый пример возрождения феодализма в игровом капитализме при плановой экономике, Entropia Universe. Разработчики получали процент от каждой сделки, так что в какой-то момент пришли к простейшей мысли: можно же разрешить игрокам обмен лута на реальные деньги. Правда, капитализм тут пришлось ограничить плановой экономикой: обменный курс устанавливал оператор этой ММОРПГ. За феодализм тут отвечал принцип получения процента от каждой сделки на определенной территории: чем больше у тебя земельных участков, тем за большее число сделок ты будешь получать процент. Рекордсменом считался игрок, вложивший 2,5 миллиона долларов в землю, чтобы иметь процент со сделок. Если бы дело произошло в Речи Посполитой, у парня появилось бы прозвище Магнат. Такой вот феодализм. И все же исключение, связанное с тем, что сам оператор получал долю от таких сделок.
Перенести в другое место персонажа или имущество нельзя. За них, если что, материальную компенсацию ты не получишь (до сих пор душа болит за мой аккаунт в WoW). Например, при закрытии игры внутриигровое имущество, которое ты всеми правдами и неправдами добывал, исчезнет навсегда. Ну разве что ты его заскринишь. Хорошим примером может служить Warhammer Online : игра закрылась, и все. С тем же правом собственности, когда у тебя такое имущество реквизируют, изымают и тд, можно надеяться на хотя бы небольшую компенсацию (реновации привет).
Перепродать другим игрокам - это как быть реконструктором фарцовщиков или, на худой конец, заново экранизировать “Иван Васильевич меняет профессию”: ты стоишь, делаешь вид, что не видишь покупателя, распахиваешь пальто, и при малейшем шорохе запахиваешь обратно (да, забыл, еще можно постоять на картонке). Если это право собственности, то я стиляга 1950-х годов.
Самим операторам игр выгоднее, чтобы у игрока не возникало право собственности, и тут ряд неизбежных технических ограничений (невозможность переноса в другую игру и прочее) вполне себе соединяются с интересами индустрии (ну, большинства представителей индустрии).
Видимо, поэтому, право-то на внутриигровое имущество и на персонажей есть (право доступа), а вот прав собственности - нет.
Автор материала - по прежнему Николай Андреев.