ФНС теперь может ( с 17.03.2021) вне рамок налоговой проверки получать в банках информацию о том, кто реально может управлять счетом и снимать с него деньги. Официально - это все для эффективной борьбы с обнальщиками и выявления теневых бенефициаров. И как-то непринято говорить, что данные изменения затрагивают и добросовестных налогоплательщиков. А они затрагивают.
Ст. 86 Налогового кодекса «Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля» изменилась и теперь в ней есть еще один пункт, согласно которому кредитные организации в течение трех дней после запроса обязаны выдавать налоговой данные о своих клиентах (организациях, ИП и физлицах), отнесенные к банковской тайне:
Как уже не раз говорилось ранее, таким образом фактически хоронится банковская тайна и банки будут раскрывать, кто реально имеет доступ к счету. Основаниями для запроса может стать что угодно: проведение какой-либо проверки, истребование документов, решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления и так далее.
ФНС и раньше могла получить такие сведения, но только в рамках конкретной налоговой проверки. Это было возможно, но весьма трудоемко для налоговиков, а данные поправки значительно облегчили и ускорили получение нужных данных.
Официально налоговиками и законодателем заявляется, что данные изменения необходимы для более эффективной борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, которые применяют все более сложные схемы ухода от налогов. И в этом есть доля правды: станет действительно проще сопоставлять официальные доходы и фактические расходы и выявлять их несоответствие.
Кроме того, многие обнальщики продолжают работать примитивно, по схеме «клиент-юрлицо - (перевод) техничка-юрлицо - (перевод) – физлицо (снятие налички)» и данные изменения правил игры позволяет в разы быстрее и оперативнее их вскрывать. Но, заметим, действительно сложные, профессионально построенные схемы, таким инструментом ни определить, ни вскрыть будет невозможно.
Но налоговикам это пока и не требуется – они получили возможность без проверок, то есть быстрее и эффективнее, выявлять тех, кто может управлять счетами, имеет к ним доступ и может снимать с них деньги. На текущем этапе этого волне достаточно, так как налоговый контроль делается более точечным и к самой налоговой проверке у мытарей уже будет информация о подозрительных операциях, которую раньше получали только в рамках проверки.
Объективно, лазеек для сокрытия информации о доходах и уклонения от налогов становится меньше, а те, которые остались, становятся дороже. Новые риски возникают у тех, кто занимается «обналом», у тех, кто работает с подставными лицами, у тех, у кого на счетах бродят крупные суммы, хотя они не имеют официального заработка и не платят налоги и так далее.
ФНС уже не раз заявляла, добросовестным налогоплательщикам беспокоиться не о чем. Совсем. Их это не коснется никак. Но не сложно заметить, что в словах ведомства профанации столько же, сколько и в словах о эффективности обсуждаемых здесь мер. То есть правда в сказанном конечно есть, но вот ее количество….
Во-первых, сотрудники налоговой ни раз и не два попадались на торговле базами данных. И, по оценкам ФСБ еще трехгодовалой давности, попадается на этом менее 1% недобросовестных сотрудников. Так что представить, сколько информации выплеснется в общий доступ, не сложно.
Во-вторых, велика вероятность злоупотребления налоговой в борьбе с легализацией и за пополнение бюджета, поэтому добросовестным налогоплательщикам надо приготовиться при необходимости подтверждать законность наличия крупной суммы на счете. А в условиях постоянно изменяющихся правил игры, это зачастую непросто.
В-третьих, заказные действия налоговиков, на которых они тоже были замечены ни раз. Последствия, думается, каждый нарисовать себе сможет сам.