Что бы там ни казалось некоторым сотрудникам налоговых инспекций, но банки не обязаны выдавать налоговикам информацию о клиентах, располагать которой они стали в рамках 115-ФЗ. По состоянию на сейчас, в праве РФ нет какой-либо нормативной базы, обязывающей банк передавать налоговикам информацию и документы о мерах по отношению к клиентам по противодействию отмыванию доходов (ПОД/ФТ) в рамках 115-ФЗ.
И несмотря на то, что уже были случаи, когда по запросу ФНС сотрудники банков передавали им клиентскую информацию, добытую ими в рамках мероприятий 115-ФЗ, эта передача незаконна, со стороны банка налицо халатность, а со стороны сотрудников ИФНС, запросивших такую информацию, налицо превышение своих должностных полномочий, так как банк такую информацию передавать в ИФНС не должен.
Вопросов по этой теме накопилось столько, что ФНС было вынуждено ответить на них, выпустив письмо № СД-4-2/9850@ от 13.07.2021 (текст письма ниже полностью).
В нем ФНС прямо говорит, что несмотря на то, что имеют место случаи направления территориальными налоговыми органами запросов в банки о предоставлении таких сведений и документов, ФНС обращает внимание на отсутствие у кредитных организаций правовых оснований для предоставления налоговым органам указанных сведений.
Вместе с тем по статье 86 НК налоговые органы вправе запросить у банка:
- справки о наличии счетов, вкладов и об остатках денежных средств (драгметаллов) на счетах, вкладах;
- выписки по операциям на счетах, по вкладам организаций, ИП и физлиц;
- справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств;
- сведения и копии документов (договор на открытие счета, заявление на открытие/закрытие счета, договор на систему "клиент — банк и т.д.)
- карточки с образцами подписей и оттиска печати;
- информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях, представителях клиента.
ФНС поручила своим региональным управлениям незамедлительно довести это письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.
_________________
Федеральная налоговая служба: Письмо № СД-4-2/9850@ от 13.07.2021
В связи с поступающими обращениями кредитных организаций, а также в целях совершенствования налогового администрирования Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон N 115-ФЗ) к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее — ПОД/ФТ), относятся организация и осуществление внутреннего контроля, направленного на выявление операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Согласно позиции Федеральной службы по финансовому мониторингу, к иным лицам в контексте указанной нормы относятся все физические лица и организации, в том числе налоговые органы, предоставление соответствующей информации которым не предусмотрено положениями действующего законодательства.
При этом, нормы статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) об истребовании информации и (или) документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, не могут рассматриваться в качестве правовых оснований для передачи информации о реализации мер ПОД/ФТ/ФРОМУ, при отсутствии специальной нормы, обязывающей кредитную организацию передавать такую информацию и (или) документы.
Учитывая, что имеют место случаи направления территориальными налоговыми органами запросов в кредитные организации о предоставлении сведений и документов, полученных при проведении мероприятий внутреннего контроля в соответствии с Положением Банка России от 02.03.2012 N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также информации о мерах ПОД/ФТ/ФРОМУ, принимаемых кредитными организациями в отношении своих клиентов в рамках Федерального закона N 115-ФЗ, ФНС России обращает внимание на отсутствие у кредитных организаций правовых оснований для предоставления налоговым органам указанных сведений.
Вместе с тем, обращается внимание, что в соответствии с пунктами 2 и 2.1 статьи 86 Кодекса налоговые органы вправе запросить у кредитной организации справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств, а также имеющиеся в распоряжении кредитных организаций сведения и копии документов, в том числе определяющие отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (включая договор на открытие счета, заявление на открытие (закрытие) счета, договор на обслуживание с использованием системы «клиент — банк», документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета), карточки с образцами подписей и оттиска печати, информацию в электронной форме или на бумажном носителе о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях (включая информацию в отношении отдельных операций или за определенный период), представителях клиента.
Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам незамедлительно довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.
Действительный государственный Советник РФ 2 класса Д.С. Сатин