«Дзайбацу». Какие ассоциации вызывает это слово? Гигантские корпорации, опутавшие всю экономику Японской империи, принадлежащие нескольким могущественным кланам? Локомотивы японской колониальной экспансии? Финансовые монстры, контролировавшие в финансовых потоках Японии все, вплоть до последней йены?..
Если кратко, то Дзайбацу – форма организации японского бизнеса, заключающаяся в консолидировании предприятий вокруг банков и компаний-держателей, управляемых семейными кланами.
Дзайбацу – сугубо японский экономический феномен, сыгравший в истории страны довольно значительную роль. История дзайбацу имеет ряд принципиальных различий от истории становления и развития европейских и американских финансово-промышленных групп.
Сам по себе феномен дзайбацу – уникален. Представьте себе, что торговые дома Медичи, Дандоло, Контарини и иже с ними, смогли дожить до эпохи Муссолини (ну или хотя бы Гарибальди) и занять лидирующее положение в итальянской экономике. Звучит более чем фантастично, однако нечто подобное стало возможно в Японии.
Дзайбацу выросли из старых купеческих семей, существовавших еще в XVII веке, и после Реставрации Мэйдзи превратились в гигантские корпорации, консолидированные вокруг банков, принадлежащих потомкам тех самых торговцев.
С дзайбацу будет связана не только экономика Японии, но и ее внешняя политика, в частности, агрессивная колониальная экспансия, завоевание Кореи, подчинение Манчжурии и так далее.
И самое интересное, – дзайбацу, несмотря на все свое влияние и могущество, всегда находились в “подчиненном” положении по отношению к японскому государству. Однако, обо всем по порядку.
С какой эпохой у нас обычно ассоциируются дзайбацу? Разумеется, с XX веком, и эта ассоциация более чем оправдана – ведь именно тогда они и расцвели пышным цветом.
Но все мы родом из прошлого. Дзайбацу не исключение. А посему же отложи, читатель, свою арисаку и знамя Японской Империи – у нас тут пока еще семнадцатый век, между прочим!
Да, именно тогда зародился клан Мицуи и их семейное дело. Именно на их примере я и буду рассматривать историю роста дзайбацу. Почему же именно Мицуи в итоге оказались на коне, а не кто-либо другой?
Ответ банален: считается, что заслуга принадлежит личным качествам основателя дома Мицуи Такатоси Хатиробэя и его потомков.
Например, Хатиробэй понимал неустойчивость положения торговца и озаботился поисками влиятельного покровителя. Поиски увенчались успехом – Хатиробэй начал поставлять ткани и украшения к сёгунскому двору, а затем и вовсе стал банкиром сёгуна.
Сёгуны Токугава отвечали взаимностью и поддерживали торговцев на своих землях, поскольку это давало ощутимую прибавку к доходам в виде налоговых поступлений.
Со временем бизнес Мицуи и его спектр услуг рос – они начали заниматься финансированием даймё и сбытом их продукции, а также кредитными и валютообменными операциями (даймё, как и в свое время европейские феодалы, чеканили свои монеты).
Занять господствующее положение на экономическом олимпе Японии (что случилось, конечно, не сразу) помогли налаженные политические связи, выстраиваемые давно и очень долго, а также четкая и отлаженная структура самого клана.
Многогранному и разрастающемуся делу семьи Мицуи уже в XVIII веке был необходим руководящий центр, в ведении которого находился бы контроль за всеми видами деятельности клана.
В начале XVIII столетия сыновья Хатиробэя смогли создать систему управления бизнесом, получившую название омотоката и включавшую в себя подобный центр. Эта система представляла собой “мозговой центр” семьи Мицуи, ответственный и за правовые взаимоотношения, и за взаимоотношения между семьями, и за проведение всех финансовых операций и так далее.
Фактически уже тогда между структурными элементами Мицуи зародились отношения подобные взаимоотношениям между холдинговой компанией и дочерними предприятиям. И тогда же был заложен фундамент будущей организационной структуры дзайбацу.
Во время же борьбы между императором и сёгунатом, Мицуи поддержали императора, что, вкупе с давними политическими связями, сослужило им хорошую службу в будущем.
Уже в это время бывшие торговцы начинают формировать первые дзайбацу, сосредоточенные вокруг семейных банков и представленных в огромном спектре отраслей – то есть дзайбацу в известном нам виде.
Мицуи стали финансировать сторонников императора, начали снабжать припасами императорские войска, помогли взойти на политический олимп Иноуэ Каору – будущему Гэнро (гэнро в Японии эпохи Мэйдзи — ОЧЕНЬ влиятельные государственные мужи, пользующиеся особым доверием и расположением Императора). В общем, сделали множество шагов, которые не только помогли клану выстроить очень хорошие отношения с правительством, но и приумножить свое богатство.
В это же время правительство Мэйдзи начало программу модернизации страны, направленную на создание современной промышленности, современной армии, современного флота… короче говоря, на построение современной и сильной страны.
К помощи в модернизации промышленности были привлечены зарождающиеся дзайбацу, так как правительство столкнулось с двумя проблемами в этой области – недостаток инвестиций и недостаток опыта у руководителей предприятий. Дзайбацу же могли предоставить и то, и другое – уже к тому времени они оформились, как крупные, хорошо диверсифицированные компании, консолидированные вокруг банков.
Тогда же и выделилась та самая “Большая Четверка” дзайбацу – Мицуи, Мицубиси, Сумитомо и Ясуда.
Вследствие этого, государство начало передавать в собственность дзайбацу (путем приватизации) некоторые гос. предприятия, а также привлекать управляющих из дзайбацу к управлению гос. компаниями, как правило, несколькими одновременно (хотя стоит признать, что до этого японское правительство пыталось организовывать бизнес руками государства, на чем набило немало шишек). Эта схема будет действовать еще очень долго – практически до ликвидации самих дзайбацу – и станет основным способом их роста и расширения, в отличие от европейских и американских корпораций, расширявшихся за счет слияний и поглощений более мелких компаний.
Так, например, Сумитомо стала крупным производителем меди, Мицубиси смогла подмять под себя кораблестроение и судоходство, Мицуи же, хотя поначалу и предпочитая фокусироваться на банковской отрасли, также стала крупным производителем угля и стала заниматься внешней торговлей – например, импортировать в Японию хлопок для нужд бурно развивавшейся японской текстильной промышленности.
Но дзайбацу вовсе не ограничиваются “Большой Четверкой”. Более того – множество дзайбацу сложились уже на рубеже эпох Мэйдзи и Тайсё – в 1910-е годы… И они разительно отличались друг от друга!
Рецепт успеха дзайбацу “старой школы” состоял из консолидирования бизнеса вокруг банка, наращивания присутствия компании во многих секторах экономики (это делалось в целях диверсификации: если один сектор начнет тонуть – в арсенале еще есть много других), и политического фаворитизма, выражавшегося как в хороших отношениях руководства дзайбацу с влиятельными политическими фигурами, так и в специфической форме экономических взаимоотношений государства и дзайбацу, описанной выше.
Модель управления же “старых” дзайбацу представляла собой довольно-таки жесткую вертикальную структуру управления, завязанную на одной семье, владеющей дзайбацу и оставлявшей последнее слово в принятии ключевых решений строго за членами семьи.
Чем же отличались новые дзайбацу от дзайбацу “Большой Четверки”? Новые дзайбацу разительно отличались от ветеранов эпохи Мэйдзи как по своей структуре, так и в стратегии развития.
Во-первых, об этом говорит тот факт, что новые дзайбацу создавались группами предпринимателей и ученых, имея более гибкую, “горизонтальную” систему управления, так как оно не было завязано на одной семье, а акции компании были в руках более широкого круга лиц.
Во-вторых, еще одним отличием новых дзайбацу являлась более узкая специализация и наукоёмкость. Если старые дзайбацу придерживались тактики, назовем его так, “широкого” роста (то есть, как было сказано выше, стремились обозначить себя в широком спектре отраслей экономики), то новые дзайбацу росли за счет фокусирования усилий на более узких областях, создавая конгломераты и с прямой, и с обратной производственной интеграцией (т.е. конгломераты с полным циклом производства), активно применяя и внедряя в производство технологические новинки и инновации. Именно новые дзайбацу стали капитанами развития наукоемкого производства и проводниками экономической экспансии Японии в ее колониях.
Правительство, разумеется, не обошло вниманием и этих игроков рынка, но их взаимоотношения, опять-таки, несколько отличались – основной мерой поддержки со стороны государства стала не приватизация госпредприятий, а размещение военных заказов.
Таким образом, мы можем сравнить старые и новые дзайбацу. Еще раз, коротко:
Стратегия старых дзайбацу – рост “вширь” (экстенсивное развитие), стратегия новых – сосредоточение усилий на узких областях (интенсификация развития);
Основа роста старых дзайбацу – приватизация госпредприятий, основа роста новых – участие в размещении военных заказов;
Старые дзайбацу были сосредоточены вокруг семей и семейных банков, имевших жесткую “вертикальную” систему управления, новые же представляли собой промышленные группы с более гибким “горизонтальным” управлением, имевших преимущество за счет новых технологий и экспансии в колонии.
По мотивам материала Кузнецова Назарова.