Камрады недавно упрекнули, мол, чего это с серией «про деньги» завязал? Требуем продолжения.
По правде говоря, я думал, что данная серия себя исчерпала, но раз просят – продолжу. Тем более что и материал подошел, так сказать, «с пылу – с жару».
Итак, стучится старый клиент (участник № 1). Мы ему в самом начале псевдопандемийной истерии бизнес схематозили, чтоб не закрываться, а работать. Все ок, отработали, тяжелый период проскочили без потерь, и вот беда подкралась откуда не ждали - партнер (участник № 2) «вдруг» захотел бизнес распродать, деньги поделить и разбежаться. Варианты: выкупить у партнера его долю, но денег он хочет несколько больше, чем она стоит.
Ну запретить его партнеру «хотеть» мы не можем, он и сам запретить не может, а впрочем никто не может. Но понять, откуда эта «хотелка» взялась, было бы интересно. Одно дело – у него есть чем-то обоснованная позиция запрашиваемой суммы, и другое дело – просто произвольное «а мне надо».
Ок, взялись сопроводить сделку, ежели таковая таки случится, а перед сделкой надо сформировать цену. А вот как раз относительно её все разногласия и произошли.
Вводная: бизнес создан в 2011 году, двумя партнерами, 50/50, оба в бизнесе сами «трудоустроены» - получают зарплату управленцев честно ее отрабатывая и ведя разные направления, в отпуске с 2011 не были ни разу, дивиденды не выплачивались ни разу.
Позиция участника № 1: При создании в 2011 году в бизнес каждым участником была вложена сумма денег, на которую можно было купить новый Range Rover Sport и среднюю двушку в Подмосковье. В настоящиймомент бизнес успешный, показывает уверенный рост, денег дохренища – так что можно и дивиденды заплатить при желании, трудоустроено более 50 человек, в определенной среде создано имя и высокий рейтинг доверия. А значит, ничего продавать не надо, а надо продолжать данное предприятие развивать.
Позиция участника № 2: При создании в 2011 году в бизнес каждым участником была вложена сумма денег, на которую можно было купить новый Range Rover Sport и среднюю двушку в Подмосковье. Но если сейчас продать всё что есть в бизнесе, собрать все деньги и поделить, то каждому на новый Range Rover Sport и среднюю двушку в Подмосковье уже не хватит. А это значит, что бизнес просто прожирает изначально вложенные деньги и надо как можно быстрее это прекратить.
Согласитесь, с этого ракурса позиция участника №2 уже не выглядит каким-то безумием по утилизации собственного успешного предприятия и приближает нас к теме сегодняшнего повествования – покупательная способность денег и способы её измерения.
Нет, я не про инфляцию. И нет – я не про рубль, что он мол, деревянный. Я про то, что в современной экономике деньги перестали быть тем, что про них написано в разнообразных учебниках по экономике. Начиная от социалистического «всеобщий эквивалент труда» и заканчивая капиталистическим «средство измерения и сохранения стоимости».
Нихрена они не сохраняют. И уж тем более не измеряют. Точнее не так: деньги в современном мире способны измерять что-то «здесь и сейчас». Но чем больше проходит времени, тем в большей степени это измерение будет неверным.
Взрослый удав измеренный в попугаях – категория более точная, чем какие-либо инвестиции в любое начинание (собственный бизнес – не исключение) с шагом измерения год и более. Это – всегда удав, в котором всегда 38 попугаев. В отличии от инвестиции, измеренной в деньгах.
Вообще, вложения денег с целью сохранения их покупательной способности, тема сильно отдельная. Причем не всегда про бизнес. И не про банковские вклады (бррр….). И уж точно не про «хат накупить и сдавать» (это вообще самый хреновый способ). Ну это мы отвлеклись – давайте вернемся к поставленной изначально задаче.
Напомню: мы имеем два диаметрально противоположных подхода к оценке бизнеса.
Подход участника № 1, у которого бизнес прибыльный и перспективный, так как:
И подход участника № 2, у которого бизнес полное говно и срочно надо продать то что еще возможно, так как:
Чувствуете проблему? Согласитесь, проблема выходит за рамки «спора хозяйствующих субъектов» и является скорее проблемой мировоззренческой. Кто тут прав, а кто нет – решайте сами, ибо однозначного ответа здесь быть не может. Мне ближе – позиция участника № 2. Ибо он как раз исходит из того, о чем я всю жизнь и говорю – деньги ради денег есть полная бессмыслица, а соответственно успех или не успех в них неизмеряем.
Данную же задачу решили просто: «развод» бизнес-партнеров все-таки состоялся, в ценах участника № 2, но на условиях участника № 1. То есть участник № 1 выплачивает участнику № 2 запрошенную им сумму, зафиксированную и сформированную из текущих цен на «Range Rover Sport и среднюю двушку в Подмосковье» и выплачивает её деньгами в течении полутора лет.
Заметим, оба участника хоть и согласились, но остались недовольны. Виной всему – упомянутая выше проблема мировоззренческого характера: для одного из них деньги самоценны, а для другого – только способ текущего измерения стоимости.
На этой ноте легкой недосказанности пожалуй закончу, всем не хворать, выводы делайте сами.