В то время, как забив большой болт на 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах….» и делая вид, что его не существует, Минфин с ЦБ РФ жарко рубились за судьбу криптовалют на территории России, к сваре присоединилось правительство РФ.
Там мимо данной темы пройти не смогли и подготовили свою «дорожную карту» по регулированию криптовалют. Она предусматривает их регулирование, а не запрет, идентификацию клиентов, ответственность за нарушения, возможное «приземление» криптоплощадок в России и рассчитана на период до конца 2022 года.
Заявляется, что к подготовке документа приложили руку представители:
- Минфина,
- Минэкономразвития,
- Генпрокуратуры,
- Росфинмониторинга,
- ФСБ,
- МВД,
- ФНС,
- Минцифры,
- ЦБ РФ.
Вошедшие в документ предложения поддержали все ведомства, кроме последнего, которое упорно выступает за запрет оборота криптовалюты на территории России.
Тем не менее, в правительстве в целом поддержали подход регулирования криптовалют, а не их запрета. Документ, в частности, предлагает следующие шаги в этой сфере:
- К маю 2022 года проработать «атрибуты и функционал системы комплаенс-контроля за деятельностью организаторов, операторов и клиентов p2p-платформ (по переводам между физлицами. — РБК) и иных систем, в том числе провайдеров услуг виртуальных активов». (Этим займется Минфин).
- Доработать положения «регуляторно-ограничительного режима» деятельности провайдеров услуг виртуальных активов, определить статус участников рынка и порядок их деятельности, а также выбрать орган, который будет надзирать за этой сферой.
- К ноябрю перенести требования межправительственной группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) в части виртуальных активов в систему «регуляторно-ограничительных мер» (а не запрета).
- К декабрю разработать механизмы регистрации и отчетности организаций, через которые проходит обращение виртуальных активов в России.
- Определить ответственность за преступления с использованием криптовалют. Ввести административную или уголовную ответственность за уклонение от декларирования сведений об операциях с криптовалютами (с такой инициативой Минфин выступил еще в 2020 году). Кроме того, их использование должно стать отягчающим обстоятельством при совершении преступлений, отнесенных к подследственности Следственного комитета.
- Сформировать механизм проверки достоверности предоставляемых сведений о владении цифровыми валютами.
- Доработать законопроект об информировании о фактах обладания цифровой валютой и операциях с ней.
- Ввести административную ответственность за незаконный оборот цифровых финансовых активов и нарушение правил совершения сделок с ними, а также за организацию незаконного приема цифровой валюты.
- Определить порядок идентификации клиентов операторов обмена цифровых валют. Участники рынка, которые попадают под требования по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма, должны будут направлять в Росфинмониторинг информацию об операциях с цифровыми валютами.
В рамках этой «дорожной карты» в правительстве также хотят дать правовую оценку использованию подставных лиц (дропов, которые оформляют на себя дебетовую банковскую карту, а затем за вознаграждение передают ее мошенникам) в расчетах между физлицами. Еще один пункт — анализ китайской практики запретительных норм в отношении криптовалютного сектора. С привлечением ЦБ планируется определить принципы функционирования китайских систем технологического и финансового контроля, прокурорского надзора и контроля за деятельностью провайдеров услуг виртуальных активов.
Обозначены и отдельные задачи:
- разработка методики оценки стоимости криптовалютных активов,
- актуализация классификаторов видов экономической деятельности (чтобы включить в их число оборот криптовалюты),
- проработка вопроса о том, применим ли к площадкам по обороту криптовалют 236-ФЗ о деятельности иностранных интернет-компаний. (Он предусматривает их «приземление» в России, то есть обязанность открыть в России филиал или создать юрлицо).