По большому счету, в плане сотрудничества с Китаем почти ничего не изменилось. Панику порождает неправильно понятая информация, незнание терминологии и изменения привычных бизнес-процессов (которые предсказуемо пугают).
1. За китайские заказы невозможно провести оплаты, тем более в долларах.
За исключением банков под санкциями, ограничений на перевод платежей китайским поставщикам нет. Платежи можно проводить в разной валюте, но вряд ли поставщики согласятся принимать что-то, кроме долларов или юаней.
Платежи в долларах проходят, но срок транзакции может быть увеличен. Некоторые поставщики сами предлагают платить за товар в юанях.
Счета в юанях открывают, например, Тинькофф банк, ПСКБ, Азиатско-Тихоокеанский банк и многие другие банки, которые вы можете найти самостоятельно. С этим же помогут российские представители банков ICBC и Bank of China.
Важно понимать разницу между банками в Китае и в Гонконге. Это две разные юрисдикции с разными правилами. Гонконгские банки российским заказчикам рады меньше и возможность перевода на банки в Гонконге лучше уточнять у поставщика.
Платежи в Гонконг из России не принимает Citibank, HSBC даже до истории последнего месяца реагировал на платежи из России нервно и отклонял их. Уже появляются сервисы, которые увеличивают время платежа, но позволяют его провести.
Сейчас вопро заказчики не торопятся с оплатой поставщикам из-за нестабильного курса валют.
Некоторые поставщики не отказываются от платежей в Гонконг, так как в Китае их заставят платить налоги. А на «материке» эти компании с многомилионными оборотами подают себя как мелкий бизнес с почти нулевым оборотом. Если такие компании заплатят налоги, они поднимут цены. И электроника, поставщики которой на 90% работают по такой схеме, подорожает.
2. Продукцию из Китая невозможно доставить.
Сложности в доставке продукции из Китая были ещё в прошлом году. И связаны они были с последствиями панических и не адекватных мер по препятствию распространению коронавируса.
Из-за роста стоимости морских контейнеров от флагманов перевозок российские заказчики ещё в прошлом году стали переориентировать доставку на железную дорогу, фуры и сочетание морской и железнодорожной доставки через Дальний Восток.
Ограничительные меры и отказ крупных перевозчиков от доставки грузов российских компаний и в Россию, добавил проблем и создал «пробки» из грузов. Сейчас появляется всё больше вариантов доставки.
Если говорить про мою специфику, то электроника, которая требует оперативной доставки (например, смартфоны) доставляется самолётами (авиасообщение между Китаем, Гонконгом и Россией не закрыто), прочая продукция плывёт морем во Владивосток и перегружается на поезда.
Сложностей по-прежнему добвляют антиковидные меры. Например, столица мировой электроники город Шенчьжень, где, скорее всего, собран ваш смартфон, сейчас оцеплен, офисные сотрудники работают из дома и в город стараются не впускать людей из вне. Потому и доставить туда грузы затруднительно. Мой поставщик пять дней искал водителя, который «отважиться въехать в карантинную зону» для доставки груза.
Последствия ковида оставили глубокую травму и развили у китайцев массу фобий. На решение уйдут годы.
3. Китайцы отказываются работать с клиентами из России.
По моей сфере это не так, думаю, что и по другим тоже. Поставщики, неверно понимая информацию могут испугаться расчётов в долларах, но этот вопрос решаем (см. пункт 1).
На официальном уровне Китай придерживается нейтралитета. Во вторник представитель МИД КНР заявил, что китайские компании продолжат развивать равноправные и взаимовыгодные торгово-экономические отношения с российскими партнерами.
Есть ограничения, которые связаны с поставкой компонентов и серверного оборудования. Официальные дистрибьюторы поставлять большую часть компонентов действительно не могут. По этой причине активизировались различные дельцы и перекупщики, которые требуют предоплату и задирают цены. Впрочем, подобные дельцы активизировались абсолютно везде, включая США.
4. Китайские поставщики подняли цены для клиентов из России.
Цены на компоненты, к сожалению, выросли ещё до китайских новогодних каникул в феврале и продолжили увеличение после. По моей специфике сильнее всего увеличилась стоимость аккумуляторов и дисплеев. Хотя подорожал и пластик, и металл.
Если у заказчиков есть подозрения, что цены поставщика выросли исключительно для клиента из определенного региона, всегда можно написать от имени заказчика из другой (европейской, армянской, казахской) компании и сравнить предложения по ценам.
Цены от поставщиков товаров схожих категорий рекомендуется в принципе регулярно сравнивать.
Завершая подборку страшилок скажу, что бизнес не стал легче, есть много сложностей, которые решаются прямо сейчас. Будем надеяться, что все будет успокаиваться и власти разных стран найдут компромисс и мирного урегулирования сложившейся ситуации.
С учётом происходящего, сделаю ремарку, что всё написанное актуально на момент написания статьи (конец марта 2022). Хотелось бы, чтобы становилось только лучше.
Автор: Алексей Рязанцев
Телеграм-канал автора: https://t.me/usermanual_cn