Помните письмо военкома Москвы на предмет уголовной ответственности адвокатам за помощь в противодействии мобилизации? Кто забыл или пропустил, зайдите сюда:
https://1w.ru/articles/1321-voenkom-moskvy-advokatam-srok-za-pomosch-mobilizacionnym-uklonistam.html
Там и текст, и сканы – все как положено.
Выждав, когда отменять мобилизацию, адвокатская палата Москвы опубликовала ответ на то самое обращение. Не стесняясь обнародовать собственную точку зрения и не боясь последствий, уполномоченные на то адвокаты заявили, что органы адвокатского самоуправления не могут контролировать нарушения в этой сфере, так как это потребовало бы вторжения в адвокатскую тайну.
Далее, они пояснили заблуждающемуся военкому столицы, что право на юридическую помощь гарантированно каждому человеку Конституцией и неотчуждаемо даже во время военного положения. Поэтому граждане вправе обращаться к адвокатам и по вопросам правовых аспектов мобилизации и призыва на военную службу.
Кроме этого, Кодекс профессиональной этики адвоката обязывает его исполнять свои обязанности добросовестно и защищать права доверителя всеми способами, которые не запрещены законом. Поэтому дополнительных разъяснений палаты о том, что гражданам нельзя содействовать в уклонении от армии и других нарушениях закона, не требуется.
А еще адвокатская тайна не позволяет спрашивать адвоката о ставших ему известными в силу исполнения профессиональных обязанностей обстоятельствах или требовать от него сведений об оказании помощи по конкретным делам. Только суд может признать, что адвокат виновен в нарушении закона, в других же случаях его нельзя привлечь к ответственности за высказанное во время консультации мнение.
Таким образом, у адвокатской палаты нет ни полномочий, ни возможности, чтобы контролировать отсутствие нарушений со стороны ее членов при проведении консультаций. Оценка их действий с точки зрения уголовного законодательства также не входит в ее компетенцию.
От себя заметим, что консультации по вопросам мобилизации проводили не только адвокаты, а зачастую помощь именно НЕ адвокатов была более эффективна, так как оказывающие такую помощь не были скованны адвокатскими рамками.