А сегодня тема нашего ликбеза – выемка документов налоговиками. Да не простая выемка, а сделанная после налоговой проверки. Возмущенный гражданин задает вопрос:
Если кратко ответить, то – да. После окончания выездной налоговой проверки выемка возможна.
Вот как сами налоговики официально отвечают на аналогичный вопрос:
Согласно п. 14 ст. 89 НК РФ, п. 1 ст. 94 НК РФ и п. 8 ст. 94 НК РФ выемка подлинников документов может производиться лицом, осуществляющим выездную проверку, на основании мотивированного постановления в следующих случаях:
• когда для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица;
• у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
В соответствии с п. 1 ст. 94 НК РФ выемка документов должна проводиться в рамках выездной проверки. При этом в Налоговом кодексе не предусмотрено конкретного срока для изъятия документов.
Однако согласно мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, выраженному в Постановлении от 10.04.2012 № 16282/11, в случае, если налогоплательщиком представляются документы по требованию с нарушением установленных сроков после составления справки по результатам проведенной выездной налоговой проверки, а при решении вопроса о возможности принятия в целях исчисления налогов в соответствии со ст. 252 НК РФ необходимо исходить из реальности этих расходов, а также их документального подтверждения, налоговый орган обладает правом на изъятие подлинников этих документов после завершения налоговой проверки.
Кроме того, имеется судебная арбитражная практика, в которой суды признавали обоснованным производство выемки документов при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в целях необходимости проведения почерковедческой экспертизы (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 02.09.2011 № А63-8481/2010, от 27.01.2012 № А53-27001/2010, ФАС Московского округа от 08.02.2011 № КА-А40/17940-10-2, ФАС Северо-Западного округа от 18.05.2010 № А56-33713/2009).
Но необходимо учитывать, что основанием для изъятия документов должны являться случаи, перечисленные в п. 4 ст. 94 НК РФ и п.8 ст. 94 НК РФ.
Теперь на счет жаловаться. Да, смысл имеет. Но не на счет самого факта, а на счет того, как это реализовано. Нельзя без описи изымать документы, просто сгрузив их в коробку. Алгоритм, если госслужащий действует по закону, а не по велению левой пятки, должен быть простой:
1 изъятый документ = 1 запись в протоколе.
И даже если в деле фигурирует миллион изъятых документов – должно быть миллион записей в протоколе.
А иначе просто невозможно идентифицировать, что тот или иной документ изъят в той или иной организации. И вот это уже создает массу возможностей для злоупотреблений. Так что – да. Жаловаться. Но именно на это.
П.С. А вообще нормальные, осторожные предприниматели, держат специальные офисы для обысков, выемок и иных мероприятий, вызванных пристальным внимание госорганов и у них такие ситуации не возникают.