Но не всем, а только структурам, связанным с импортом. Помните, недавно мы писали в нашем ТГ-канале про необходимость «ломки» назначений – «Везём рельсы, платим за макароны»? Так вот, несмотря на то, что это нельзя, ЦБ волеизъявился – можно!
И... ослабил контроль за внешнеторговыми операциями бизнеса. Ради импорта нужных товаров, конечно.
И это уже свершившийся факт - Центробанк стал реже расценивать нетипичные внешнеторговые операции российского бизнеса как попытки обналичить или вывести средства за рубеж. А глава департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский, прямо сообщил интересующимся гражданам, что
«…до кризиса и санкций практически любые изменения платежных цепочек компаниями квалифицировались как подозрительные операции. Однако сейчас это не так. Мы понимаем, для чего это делается в текущих условиях: для того, чтобы обойти ограничения, которые нам искусственно навязываются извне. Такие сложные платежные схемы завязаны на выстраивании новых логистических цепочек, чтобы обеспечить импорт необходимых товаров. В этой части мы наши «фильтры» немного ослабили».
При этом представитель регулятора подчеркнул, что ЦБ способен отличать усложнившиеся платежи реально работающего и возящего товар бизнеса, от простого незаконного вывода денег за рубеж. По его словам, вне зависимости от сложности цепочек расчетов, при наличии встречных обязательств такие транзакции не квалифицируются как подозрительные.
По статистике Центробанка, в прошлом году объем сомнительных операций с признаками вывода средств за рубеж стал минимальным за все время мониторинга и составил 36 млрд руб. По сравнению с годом ранее показатель упал на 16%.
Но это только то, что ЦБ «видит». Реальный же оборот того, что ни Финмониториг, ни таможня, ни ЦБ не видят, никто не считал, да и посчитать не в состоянии. Мы про платежи в криптовалюте, маскировку одних операций другими и т.п.
Но, тем не менее, в данном вопросе позиция ЦБ внятна и понятна: гайки ослабить, что было нельзя – стало можно. Хотя мы бы не рекомендовали с открытым забралом бросаться в эту авантюру, так как завтра опять станет «нельзя» и, учитывая особенности нашей правоприменительной практики, некоторым могут припомнить про их активность со всем букетом неприятных правовых последствий.
Продолжаем наблюдение!