Вслед за очередной волной потребительского экстремизма, подкралась проблема откуда не ждали – уволенные ранее по собственному желанию сотрудники стали взыскивать с работодателей миллионные компенсации.
А суды встают на сторону «обиженных» работников и удовлетворяют исковые требования к работодателям за вынужденные прогулы и за увольнение по собственному желанию.
Мотивация проста – мол, работник не хотел уходить с работы, но его вынудили. Именно это уволенные и «доказывают». А суды эти «доказательства» безоговорочно принимают.
Но немножко статистики: в 2022 году трудовые отношения прекращались по желанию сотрудников в 77,4% случаев. Это самая частая причина увольнения. По соглашению сторон работу прекращали только 7,6% человек.
И за все это время суды рассмотрели 140 тыс. дел, которые связаны с нарушением трудовых прав, из них 125 тыс. разбирательств выиграли «безосновательно» уволенные.
По сути, причина данного проста – работодатели и корпоративные юристы исходят из презумпции равенства работника и работодателя. Посыла теоретического, но на практике отсутствующего, так как суды в большинстве случаев исходят из иных презумпций: «работник – всегда прав, так как он сторона ущемляемая, а работодатель всегда неправ, так как он эксплуататор и все такое».
Иногда, облеченные властью граждане, в данном вопросе подливают масла в огонь, например, член совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин прямо заявил, что «…именно работодатель имеет возможность оказывать давление на участников процесса и фабриковать доказательства, в том числе создавать документы задним числом».
Как следствие - в последние два года суды начали восстанавливать работников в должности только потому, что работодатель не уточнил истинные причины уйти с работы.
Большинство из тех, кто подал заявление об увольнении потом отказываются от него и подают в суд на компании, требую многомиллионные компенсации за вынужденные прогулы.
Известен пример, когда гражданку уволили по ее собственному желанию, а она в последствии пошла в суд, заявив, что «….уйти решила из мести и обиды, но увольняться не хотела, а надеялась понять, насколько ее ценит работодатель, готов ли повысить зарплату или предложит соглашение сторон с выходным пособием….». И … суд ее восстановил на рабочем месте, обязав работодателя выплатить компенсацию.
И – да, это в РФ происходит, а не на загнивающем капиталистическом западе.
Многие практикующие юристы отмечают, что ВС (Верховный Суд) в 2023 году взял курс на усиленную защиту интересов работников. В делах об увольнении от работодателей требуют доказательства, что на сотрудника не оказывалось давление. То есть суды, проверяя законность процедуры увольнения, обращают внимание и на наличие/отсутствие факта разъяснения работодателем права на отзыв работником заявления об увольнении по собственному желанию.
Признать увольнение незаконным могут, если работодатель не разъяснил сотрудникам право отозвать заявление об увольнении, а также если заявление было написано под давлением работодателя, когда работник увольняться не хотел. Причем со стороны работника никаких доказательств этому не требуется, а достаточно голословного заявления. А вот работодателю придется доказывать обратное.
Вариантов противодействия этому видится ровно два:
1. Формализовать все общение работодателя и работника, чтобы каждый шаг был задокументирован и мог быть впоследствии легко доказан в суде.
2. Схематозить деятельность, например, принимая и оформляя людей на одну, специально для этой цели созданную компанию, для работы в другой. Или иные какие варианты.