Существует всего два подхода к организации управления:
1. (Подход 1) Назовем его американо-европейский. Это когда должностными инструкциями и регламентами прописан каждый «чих» каждого сотрудника. Подробнейший перечь обязанностей и прав. Время прихода-ухода-обеда-перекура. (Сталкивался даже с оговоренным временем посещения туалета). Зачастую даже регламентируется порядок и форма обращения к начальству. Характерен низкий уровень доверия к каждому отдельно взятому сотруднику.
Плюсы у него, безусловно, есть. В такой жёсткой среде даже конченный долбоящер не сможет накосячить так, чтобы нанести серьёзный ущерб организации. Но и минусов полно: требуется повышенный (читай – дорогой) управленческий ресурс, нет места инициативе, очень медленная скорость реакции на внешние раздражители.
2. (Подход 2) Этот подход можно назвать самоорганизационным. Да, впрочем, как угодно называйте. Некоторые называют его раздолбайским. В нём нет жёсткой структуры и строгих регламентов. Главное в нём – понимание каждым сотрудником рабочих процессов, своего места в них и нацеленность на результат. Характерен высокий уровень доверия к каждому отдельно взятому сотруднику, а сотрудников – друг другу и начальству. Короче, всё как учил А.Суворов – КАЖДЫЙ СОЛДАТ ЗНАЙ СВОЙ МАНЕВР.
Из плюсов – высокая мобильность, быстрая адаптивность к внешним факторам, короткие управленческие каналы, низкие затраты на организацию, возможность дистанционного управления. Из минусов – высокие требования к персоналу. Даже не столько к профессионализму каждого сотрудника, сколько к его самодисциплине и самоорганизации.
(Далее в тексте мы будем оперировать терминами «Подход 1» и «Подход 2»).
Подход 1 более эффективен для огромных компаний и в условиях стабильных и равномерно растущих рынков, Подход 2 раскрывается во всей красе во время кризисов и каких-либо проблем предприятия.
Я, как работодатель, сторонник второго подхода. Это позволяет мне бывать в офисе хоть раз в месяц, а при желании отвалиться зимовать в Египет, осуществляя общее управление посредством мобильной связи и интернета. При этом у моих сотрудников даже как такого рабочего дня-то нет – работайте когда и где хотите. Хоть дома с ребенком, хоть ночью с бойфрендом на даче, хоть в офисе после обеда. Основное требование – поставленная задача должна быть выполнена! Не выполнил раз – присмотреться и понять почему. Не выполнил два – досвидос.
Да, у меня в конторе из 30 работающих человек, всего 2 особи мужского пола. Так что коллектив женский и на тему феминизма или невозможности «бабам без постоянного пинка работать нормально» я готов компетентно пообщаться. В целом – женщина более ответственный и аккуратный работник, чем мужчина. За что я легко готов терпеть их ПМСы и гормональные сбои. Хотя под последними они иногда такое выдают… Но это предмет отдельного разговора.
Естественно, есть люди, которые являясь сторонниками определённого подхода к управлению, в принципе не смогут существовать в среде, управляемой по-иному. Причём, они сами могут это даже и не осознавать. То есть если конкретному сотруднику нужен чёткий регламент собственных действий и расписанный каждый шаг, глупо брать его на работу в предприятие, практикующее второй подход.
И, соответственно, наоборот – если человеку необходимо чувствовать себя не биороботом, писать когда хочется и выйти покурить когда припёрло, то в конторах практикующих Подход 1 ему будет, мягко говоря, очень тоскливо.
Жизнь показала, что существенная часть конфликтов работодатель-работник происходит именно из-за этого, хотя формы и предмет конфликта может быть формально и другим. Это как в первой истории этой серии.
Основная ошибка работодателя – абсолютно не верный выбор работника. На мой взгляд, анализируя анкету можно было сделать вывод, что девушке нужен чёткий регламент её действий на рабочем месте, без каких-либо недосказанностей.
Основная ошибка работника – заведомо неверный выбор работодателя. Ибо со старта понятно, что в компании-производителе со штатом всего 56 человек, требуемых ей условий труда быть в принципе не может.
На этом раскланяюсь, извините за занудство.