ЦБ РФ назвал отрасли российской экономики, которые лидируют на теневом рынке обналички. И у людей, которых хотя бы чуть-чуть есть понимание того, как это работает, невольно закрадывается подозрение, что нас всех водят за нос.
Как утверждает ЦБ, спрос на подобного рода финансовые услуги в основном формируют строительство, оптово-розничная торговля и сектор услуг. Что весьма странно, ибо именно эти сектора как раз и являются «генераторами кэша».
Наверное стоит освежить в памяти официальные формулировки. Теневыми финансовыми услугам ЦБ называет «операции, направленные на обналичивание денежных средств, либо их вывод за рубеж по фиктивным основаниям в целях ухода от уплаты налогов, легализации преступных доходов и в коррупционных целях».
И далее, отталкиваясь от заявленных формулировок, ЦБ утверждает, что в первой половине 2018 года теневыми услугами больше других пользовались оптово-розничная торговля (доля — 33%), строительная отрасль (30%), сектор услуг (21%) и логистические услуги (6%).
Перевод безнала в кэш идёт в основном за счёт выдачи со счетов физических и юридических лиц (95% операций). Для вывода средств за рубеж чаще всего используется продажа наличности торговыми компаниями (45% всех транзитных операций).
Причем, все вышеназванные секторы экономики применяют один и тот же набор теневых услуг – «используют для обналичивания платёжные карты и покупают наличную выручку у розничной торговли». Удивительное отсутствие фантазии и финансовый идиотизм. Как будто про иные финансовые инструменты все вдруг забыли.
Кроме того, ЦБ радостно рапортует, что в последние годы объёмы сомнительных операций снижаются. В 2015 году незаконный обнал помещался в 600 млрд рублей, в 2017 году — 326 млрд, а в нынешнем году он сжался до 100 млрд рублей за первое полугодие. Объёмы вывода средств за рубеж также значительно упали: только 35 млрд рублей в нынешнем году против 96 млрд рублей по итогам 2017 года.
Что ЦБ ставит в заслугу себе и иным структурам, якобы борющимися с этим явлением. Причем то, что просто физически уменьшилось количество денег в экономике, даже никак не фигурирует в бодрых отчетах. Хотя даже на первый беглый взгляд все очевидно – меньше денег в экономике вообще, соответственно, меньше и в данном сегменте.
В одном документе банкам во исполнение 115-ФЗ они говорят «Ахтунг, ахтунг! Предприятия оптово-розничной торговли торгуют кэшем! Банки, ау! обратите внимание!». А спустя время. в другом документе они говорят «в первой половине 2018 года теневыми услугами больше других пользовались оптово-розничная торговля».
Это как, простите? Мимо кассы наторговали чтобы кэш потом продать. А как продали — его надо купить. Офигенная схема! Минусовая только.