Кто-то из клиентов ранее сказал фразу «…они бы еще зарплату назад попросили…». На что мы ответили – было. И не раз. У генеральных, главбухов и финансовых директоров регулярно суд и конкурсные управляющие пытаются выданную ранее зарплату обратно отобрать.
Но время не стоит на месте и выплаченную зарплату пытаются отбирать уже не у финансово-ответственных работников банкротящегося предприятия, но и у простых работников. Вот:
И если получатель данной претензии не станет отбиваться, а понадеется на здравый смысл правоприменителей – его дела плохи. Отберут выданную ранее зарплату.
Думаете это все новости из альтернативной реальности субсидиарки? А вот и нет. Московский суд привлекает к субсидиарной ответственности курьера, сдававшего более трех лет назад в налоговую документы, ныне банкротящегося предприятия.
Или вот еще один интересный пример происходящего, описанный на Клерке от первого лица:
Был я финдиром в холдинге, плюс в двух их конторах – акционер и генеральный. Обычное дело. Конторы пушистые, прибыль, налоги все ок. Чистота – было мое условие, потому согласился.
Через некоторое время по деятельности начали возникать вопросы, и появился риск сомнительных сделок. Я их делать отказался, в итоге ушел из группы, покинул должности и капитал компаний.
После меня эти компании не знаю, как управлялись, в итоге часть из них закрыли. Но перед закрытием они не рассчитались с одним контрагентом, который потом обанкротился.
Теперь вишенка: конкурсный управляющий у контрагента нашел, с какой конторой есть крупный долг (компанию из нашего холдинга). И предъявил субсидиарку через суд на всех акционеров, финансовых директоров, главбухов и первых лиц, которые были за всю историю существования фирмы. Плюс на тех, кто управлял от холдинга.
Список ответчиков на страницу, причем больше половины лиц из списка вообще не при делах и к этой сделке отношения не имеют. Юрист, с которым отрабатываем вопрос, говорит, что сейчас это повсеместная практика. Скорее: по-другому почти не бывает. Хорошо, у меня есть возможность отбиваться, есть контакт с бывшим акционером, который помогает. Плюс реально дела вел так, что там все чисто и подтверждаемо/проверяемо.
Но такое положение дел, скорее, исключение из правил. Сейчас суды очень не любят принимать сторону ответчика и охотно субсидиарку подтверждают. Так что все, кто когда-либо был подписантом или в капитале, а сейчас не контролирует, что фирма делает и как работает – под риском в один прекрасный день получить по суду субсидиарку на неожиданную сумму. У меня, например – несколько сотен миллионов рублей, через 6 лет после окончания работы.
И никаких презумпций невиновности – постановка вопроса на суде организована так, что ответчик вынужден доказывать свою добросовестность.
Прочитали? 6 лет прошло! Это новое в понимании сроков давности.
«И что с этим всем делать», может возникнуть вопрос.
Ну для начала, если вы имеете отношение к созданию и управлению предприятием, осознавать эти риски.
Не продавать юрлица, а их ликвидировать (ранее говорилось уже о рисках привлечения к ответственности текущих собственников, бывших собственников).
Принять меры к сохранению личного имущества.
Исключить двоякое толкование ваших сделок (сохраняйте копии подписанных вами документов и преддоговорной массив информации).
Не стесняйтесь обращаться к специалистам – расходы на это дело существенно ниже возможных рисков.
Ну а если вы наемный работник – вам этот факт еще придется доказать. И на презумпцию невиновности не надейтесь – она отсутствует в данной категории дел.