Глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин посетовал на то, что обнал забороть как-то не получается, практикуемые схемы усложнились и, о ужас, стали крупнее и функционируют с использованием государственных же институтов. Все это он изложил не абы где, а выступая на правительственном часе в Совете Федерации.
«Значительную трансформацию претерпели обнальные схемы. Особенно взывает опасения то, что они укрупнились. Для вывода средств продолжают использоваться государственные институты: суды, служба судебных приставов и органы нотариата», – сказал он.
«Пока не удается добиться снижения рисков обналичивания путем создания фиктивной задолженности и дальнейшего перечисления денег от должника кредитору через депозитный счет нотариуса, либо путем предъявления исполнительной надписи нотариуса», – добавил он к выше сказанному.
Глава Росфинмониторинга привел данные кредитных организаций за десять месяцев 2019 года, согласно которым объем таких подозрительных операций составил порядка 5.000.000.000 рублей. Это в 2,5 раза выше показателей 2018 года.
«Подобные схемы приобрели широкое распространение и продолжают использоваться в виду отсутствия законодательно закрепленной обязанности нотариусов осуществлять проверку реальности обязательств между заемщиком и кредитором», – сказал он. Причем, как именно нотариус мог бы провести такую проверку, Юрий Чиханчин пояснить нужным не счел.
Также Росфинмониторинг озабочен и ростом теневой инкассации, которой, по словам главы ведомства, злоупотребляют крупные торговые сети, автосалоны и оптово-розничные рынки.
Кроме того, посетовал Юрий Чиханчин, в настоящее время среди преступников получила распространение схема вывода денег в теневой оборот с использованием векселей, эмитентами которых бывают крупнейшие банки России.
«Отличительной особенностью данной схемы является приобретение векселей реально действующими организациями, а предъявление к погашению – техническими компаниями», – пояснил глава Росфинмониторинга.