Для начала то, что нужно знать о взаимозависимых сделках в бизнесе:
1. Действующее налоговое законодательство в п.2 ст.105.1 устанавливает прямую взаимозависимость в родственных связях: это братья и сестры, муж и жена, родители и дети. Это всё.
2. Согласно ст.105.14 НК РФ, сделки совершенные между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей) признаются контролируемыми сделками.
3. Лица (п.1), совершившие контролируемые сделки (п.2), обязаны сообщить о сделке в налоговый орган. Иначе – ответственность по ст.129.4 НК РФ. Это законченное и исчерпывающее требование законодательства.
4. Из п.7 ст.105.1 НК РФ следует, что только суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным статьей 105.1 НК РФ.
То есть, из вышеописанного сам собой напрашивается такой алгоритм действий сотрудников налогового органа при возникновении тех или иных сомнений:
1. Установить есть взаимозависимость или нет. Если нет – все что ниже написано не актуально, если есть – идем по алгоритму дальше.
2. Если взаимозависимость имеется, то необходимо установить были ли совершены между взаимозависимыми лицами какие-либо сделки.
3. При наличии сделок надо установить, относятся ли совершенные между этими лицами сделки к разряду контролируемых, по критериям их масштаба (по суммам сделок).
4. Если совершенные сделки относятся к контролируемым, то тогда обе стороны совершившие их, обязаны были сообщить о факте их совершения в налоговый орган в установленный законом срок и по установленной законом форме;
5. Если же стороны, совершившие контролируемые сделки, не сообщили о них в ИФНС, то их надлежит оштрафовать по статье 129.4 НК РФ.
Все просто, последовательно и доходчиво? А вот и нет – у налоговиков есть собственное мнение по этому вопросу, не имеющее ничего общего с буквой закона.
Компания «Х» в 2016-2017 годах продала индивидуальному предпринимателю «У» несколько довольно крупных поставок товаров. Продала за деньги – никаких отсрочек или взаимозачетов.
ИП «У» — женщина и является женой родного брата директора компании «Х». То есть степень не кровного родства между этими лицами существует, но не достаточная, чтобы считать этих лиц взаимозависимыми в соответствии с законом (см.выше).
Так как п.2 ст.105.1 НК РФ взаимозависимости между братом и женой брата не устанавливает, сами себя эти лица взаимозависимыми не считали, в суд по поводу признания этих лиц взаимозависимыми никто никогда не обращался, то компания «Х» и ИП «У» не считали, что совершенные между ними в 2016-2017 годах сделки могут быть признаны контролируемыми.
То есть они, ни по духу, ни по букве закона, не должны были подавать в ИФНС сведения о каких-либо сделках, совершенных между ними.
Налоговики же, не обращаясь предварительно в суд за установлением факта наличия взаимозависимости между этими лицами, по иным обстоятельствам самостоятельно усмотрели наличие «родственной» взаимозависимости между «Х» и «У». Далее, следуя этой логике сделки автоматически стали контролируемым, а стороны о их совершении не сообщили в ИФНС. То есть – есть нарушение, а за него - штраф.
Оштрафованные налоговиками «Х» и «У», естественно, подали иски в суд (дела №А05-8620/2020 и А05-8624/2020). В суде налоговики вертелись как уж на сковородке и пытались задним числом установить факт наличия взаимозависимости. Но суд решил руководствоваться законом, а не «хотелками» налоговиков и встал на сторону налогоплательщика. Тем более, что предметом спора является признание недействительным решения ИФНС о назначении штрафа, а не факт установления взаимозависимости.
Давайте резюмируюем вышесказанное:
1. Налоговики, без наличия установленного факта взаимозависимости, могут легко себе позволить в нарушение закона и без суда назначать каких угодно лиц взаимозависимыми, с последствиями в виде штрафа.
2. Суды в данных вопросах не на стороне налоговой и не стоит бояться с налоговиками судиться.
3. Не стоит позволять втягивать себя в споры о наличии или отсутствии взаимозависимости де-факто, а стоит придерживаться буквы закона и требовать соблюдения установленной им процедуры.