Что вы знаете о формах организации и управления того или иного бизнеса? ИП с ООО? Да, это известно большинству. Более продвинутые назовут еще Акционерные Общества, Артели и Кооперативы. Отлично. А еще?
Люди «в теме» вспомнят Траст. Прекрасно. Но это не все – сегодня мы расскажем вам о такой экзотике, как Чеболь. Родина его – Корея (в российском праве такая организационно-правовая форма по понятным причинам отсутствует).
Если перевести слово «Чеболь», то переводчик выдаст следующее:
««богатый или денежный клан». В южнокорейской культуре под этим словом понимают династию, которая ответственна за большую часть экономики, а их председатели знамениты, у всех на виду».
И это нас приближает к пониманию того, чем это есть по сути. Чеболь – есть группа формально независимых компаний самых разных направлений, объединенных единым финансовым управлением. Оперативное управление же осуществляется определенными семьями или группами семей. Своего рода некий сплав корпорации, семейного бизнеса и легализовавшейся мафиозной структуры.
Например, Синг Онг Ю в своей книге «Азиатский стиль управления», прямо пишет:
«….Корейское экономическое чудо сотворили чеболи — гигантские холдинги, выросшие из семейных предприятий и до сих пор подконтрольные потомкам основателей. Samsung, LG, Hyundai, Lotte Group и другие великие корейские компании. Но они дали Корее не только 50 лет промышленного роста. Влиятельные семейные кланы коррумпируют страну и злоупотребляют своим положением, а помогают им в этом традиции...».
Чтобы вы понимали, о предприятиях какого масштаба мы говорим, то вот вам только некоторые известные бренды: Samsung, Hyundai, KiA, LG, Lotte, Daewoo. Это - бизнес-конгломераты международного масштаба. Их контролируют мафиозные влиятельные корейские семьи и они финансово интегрированы с государством. Причем, не только с Южной Кореей, откуда они родом.
Названные выше организации, принадлежащие десяти крупнейшим корейским чеболям, приносят более 40-45% капитализации корейского рынка акций. Всего этим ведущим конгломератам принадлежит более ста компаний, а их общая рыночная капитализация на конец июля 2016 года составила 778,5 трлн корейских вон. И это только в «белом» сегменте экономики. Существует же мнение, что от «черных» видов деятельности компании не отказались, но посчитать их теневой оборот невозможно.
Степень же интеграции чеболей с государством хорошо видна на примере Daewoo, которая вполне официально производит автоматно-гранатометный комплекс «Daewoo k11», и является поставщиком армии и спецслужб.
Штука вообще занятная – хочешь гранату метай, а хочешь очередями стреляй и производство подобного вне государственных оборонных предприятий, у выходца из СССР, вообще слабо укладывается в голове:
Калибр - 223 Remington. Питание - стандартные магазины НАТОвского образца. Гранатомет – стандартная НАТОвская же 20 мм граната, помещенная в пятиместный магазин и способный пулять гранатами в полуавтоматическом режиме.
Хороший пример? При желании можно еще накидать картинок БТРов, военных судов, гражданских судов, спецсредств для спецслужб и прочего, чьё производство так или иначе контролируется чеболями.
Уровень же коррупции и просто запредельного сращивания капитала и государства, при таком раскладе не сложно себе представить.