А так же ЦБ запретил вносить изменения в уже действующий кредитный договор без непосредственной подписи клиента.
Но, впрочем, давайте подробнее. Согласие на оформление кредита и изменения кредитного договора должно быть подписано лично заемщиком или при помощи его электронной подписи. А подтверждать согласие клиента с условиями договора по телефону теперь прямо запрещено.
ЦБ в ходе регулярных проверок обнаружил, что некоторые кредиторы заключали договор с заемщиком, получая его согласие по телефону, то есть без получения подписи. Кроме того, некоторые банки без предварительного уведомления отправляли клиентам кредитные карты по почте. Вместо подписи кредиторы принимали ответы от клиентов по телефону и подтверждение об активации карты.
То есть заемщик не подписывает индивидуальные условия договора потребительского кредита ни собственной подписью, ни ее аналогом, что по мнению Центробанка незаконно, исходя из Федерального закона № 353-ФЗ. Поскольку любые изменения, в том числе лимита кредитования, в договоре могут негативно отразиться на платежеспособности и финансовом положении заемщика.
ЦБ настаивает на том, что изменения в договоре о потребительском кредите и индивидуальные условия банки должны согласовывать непосредственно с заемщиков и заранее уведомлять его об этом. В том числе у заемщика должна быть возможность отказаться от изменения условий кредитования.
Центробанк направил российским банкам соответствующее письмо и потребовал, что они изменили свои подходы к согласованию кредитов.
Особое внимание регулятор уделил уведомлению клиентов о возможных изменениях в договоре заранее.
До этого регулятор обязал банки раскрывать всю информацию по вкладам своим клиентам в простой и понятной форме. Так, Банк России предложил в наглядной форме (в виде таблицы из 10 пунктов) предоставлять заемщикам всю важную информацию:
- вид депозита,
- сумму и валюту,
- срок и дату возврата,
- возможность пополнения вклада,
- годовую процентную ставку,
- порядок выплат процентов,
- процентную ставку при досрочном возврате средств,
- данные о процедуре продления срока вклада,
- способы общения между банком и вкладчиком.