По требованию подмосковной полиции заочно арестован Артем Манилов — один из основателей IT-проекта «Честный агент», оказывающего полный перечень ритуальных услуг, в том числе в моргах, на кладбищах и в крематориях.
Мнения:
Правоохранители считают, что бизнесмен являлся лидером оргпреступного сообщества, совершавшего хищения в этой отрасли.
Артем утверждает, что за его преследованием стоят силовики, не пускающие «чужих» на рынок ритуальных услуг.
Дело:
Тверской райсуд Москвы по ходатайству главного следственного управления ГУ МВД по Московской области заочно арестовал 35-летнего основателя и гендиректора АО «Честный агент» Артема Манилова. Следствие ему пытается «накидать»:
- 7 эпизодов особо крупного мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ),
- создание ОПС (организованного преступного сообщества) (ч. 1 ст. 210 УК РФ).
Обвиняемый будет взят под стражу на два месяца с момента его экстрадиции в Россию либо с того дня, когда он будет задержан на территории РФ. Сейчас он в Израиле.
Лица:
Всего фигурантами данного уголовного дела стали примерно полтора десятка участников подмосковного рынка ритуальных услуг, так или иначе связанных с «Честным агентом».
В их числе — несколько руководителей муниципальных казенных учреждений, заведующих кладбищами в городских округах и районах Московской области, а также коммерсанты, в основном индивидуальные предприниматели, занятые в сфере «обслуживания территорий кладбищ и ухода за надмогильными сооружениями».
Преступление:
Следствие подозревает, что конкурсы на проведение кладбищенских хозработ, касающихся вывоза мусора, ремонта ограждений, асфальтирования дорожек, закупки стройматериалов, инвентаря и прочего, зачастую проводились с нарушениями. Условия тендеров формулировались заказчиками так, чтобы обеспечить выигрыш в них аффилированным с директорами кладбищ коммерсантам.
ОПС:
АО «Честный агент» было создано в 2016 году как IT-платформа для организации процесса похорон в режиме одного окна. Ее авторы — выпускник Института стран Азии и Африки МГУ имени Ломоносова Артем Манилов, его брат Илья Манилов, окончивший факультет журналистики МГУ, и выходец из МГТУ имени Баумана Павел Соснов — решили «привести в приличный вид потерявшуюся во времени сферу похоронного бизнеса».
Платформа, как отмечают ее создатели, позволяет подключенному к ней клиенту в онлайн-режиме получить все необходимые ему ритуальные услуги: выбрать и оформить участок на кладбище, зарезервировать время в крематории и зале для прощания, заказать памятник, оплатить его установку и прочее.
«Честным агентом» заинтересовались в первую очередь власти и участники похоронного бизнеса в Подмосковье: к системе подключились несколько кладбищ, крематориев, бюро ритуальных услуг в регионе, и уже через год работы оборот компании, по словам ее владельцев, превысил 500 млн руб.
Похожие проекты были запущены позднее в США и Израиле, и сегодня, как утверждают организаторы, только через англоязычный вариант «Честного агента» All Funeral Services в штате Нью-Йорк ежемесячно заказывается до 500 кремаций.
В РФ данный бизнес с самого начала продвигался с большим трудом из-за постоянных проверок со стороны региональных управлений МВД, Роспотребнадзора, МЧС и областной прокуратуры.
Иные лица:
Подмосковный бизнес Артем передал в управление двум своим партнерам. Но после очередной проверки полиция решила закрыть частный крематорий «Честного агента» в подмосковных Люберцах и «только от отчаяния» написал электронное письмо президенту РФ Владимиру Путину.
Господин Манилов заявил в нем, что за всеми проверками его бизнеса стоит сотрудник УФСБ по Москве и Московской области подполковник Марат Медоев. Его имя, напомним, фигурировало в одном из расследований на тему кладбищенских махинаций журналиста Ивана Голунова, который едва не оказался за решеткой после того, как ему полицейские подбросили наркотики. Бывшие стражи порядка были осуждены — по данным следствия и суда, преступление они совершили для улучшения показателей своей работы.
По версии же господина Манилова, чекист якобы еще пять лет назад пояснил, что «ему лично поручили заниматься этой отраслью», допускать в нее посторонних он не намерен, поэтому «Честному агенту» он «посоветовал сворачиваться». После этого разговора, как полагает автор письма, у него и появились постоянные проблемы с правоохранителями.
В своем обращении заявитель не настаивал на привлечении чекиста к ответственности. Он попросил главу государства разъяснить ему «политику федеральной власти в этой области», чтобы помочь ему «определиться».
Между тем обращению был дан ход. Из управления президента РФ по работе с письмами и обращениями граждан заявителю ответили, что «поставленные им вопросы входят в компетенцию ФСБ и Генпрокуратуры», а еще через несколько дней уже из Главной военной прокуратуры (ГВП) сообщили, что обращение было направлено военному прокурору Москвы генерал-майору юстиции Владиславу Приходченко «для проверки доводов по существу».
За прошедшие пять месяцев о результатах начатой проверки заявителю так и не сообщили, зато в его собственной судьбе произошли существенные изменения: Артем Манилов стал заочно обвиняемым в особо тяжких преступлениях и арестованным.
От каких-либо комментариев все участвующие в деле ведомства и правоохранители отказались.