Вот как высказалась на предмет истории с Месенджером с самолётиком Наталья Касперская, Со-основатель Лаборатории Касперского.
Эта история наводит на разные мысли. Вот наиболее очевидные:
1.Роскомнадзор – регулятор, он должен исполнять закон. Эти законы не он придумывает. Двигателем этой истории является вовсе не Александр Александрович Жаров. Просто А.А. Жаров персонифицирует закон для массы пользователей.
2. Павел Дуров, безусловно, нарушает закон РФ, причём явно и довольно нахально, сознательно делая из этой истории пиар для себя и своего сервиса.
3. Миф о том, что выполнить требования РКН технически невозможно в силу самого устройства сервиса мессенджера – довольно наивный, хотя публика верит. Разработчик платформы всегда имеет доступ к данным, тем более, что хранятся они у него в облаке.
4. От Дурова изначально требовали дать данные по шести подозреваемым в теракте в Петербурге, а он публично и торжественно отказался, с этого всё началось. То есть дело не в «ключах», а в сотрудничестве в борьбе с реальными угрозами для наших граждан. В передаче данных, которые требуют спецслужбы, борющиеся с терроризмом. Это всё равно, что бороться с ГИБДД, называя её душителем свобод.
5. Роскомнадзор, конечно, начал эту войну не очень подготовленным, в результате заблокировать Телеграм не удалось. Ну и посуды в лавке побили изрядно. Так делать неправильно. Страдает репутация и растёт недовольство пользователей.
6. Понятно, что РКН – технический исполнитель, в его руках управление трафиком и провайдерами, а не законами, но, на мой взгляд, техническое воздействие на таких, как Дуров – должно быть последним шагом. Например, ЕС-овский закон GDPR гораздо жёстче всех наших «законов Яровой». Но как он применяется? Компании нарушителей наказывают деньгами, огромными штрафами, до десятков миллионов евро. То есть вместо технического рычага применяется рычаг экономический. А американцы ещё и добавляют элемент давления на личность, как с Цукербергом, Ассанжем и прочими. И это работает.
7. То есть из этих трёх инструментов: а) штраф компании, б) претензии и иски к основателю, в) техническая блокировка сервиса - у нас сразу выбрали блокировку. Это и привело к скандалу, репутационным потерям РКН и страны в целом, невозможности реально выполнить решение суда.
Кто мешал вчинить Дурову иск на десятки миллионов долларов, объявить его в розыск, потребовать экстрадиции, если он нарушает закон? Вместо технически неоднозначных мер, которые уже сейчас не гарантируют результата, портят связность Интернета и с каждым годом становятся всё менее эффективными. Понятно, что это уже вопрос не к РКН, штрафы и розыск – это не его компетенция.