Скоро это станет нормой, ибо Совет Федерации одобрил законопроект о конфискации имущества, полученного в результате совершения киберпреступлений.
Зачем это надо – понятно, ибо четверть всех преступлений совершают при помощи компьютеров, средств связи и цифровых программ, причем число таких деяний ежегодно неуклонно растет.
Ранее Верховный суд дал положительный отзыв на данный законопроект, но выступил против конфискации имущества, полученного в результате мошенничества с использованием электронных средств платежа (ст. 159.3 УК) и мошенничества в сфере компьютерной информации (ст. 159.6 УК). ВС заметил, что по этим статьям изъятое имущество следует не конфисковать, а возвращать потерпевшим.
Но на этот раз поправки вносятся в ст. 104.1 УК («Конфискация имущества») и Госдума приняла законопроект в третьем чтении. Так что пострадавшим от этих преступлений придется обломаться с возвращением неправомерно выбывшего имущества, а бюджет тем временем получит дополнительный источник дохода.
Все вышеописанное имеет отношение к:
- неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК). Полученное в этом случае имущество конфискуют, если преступление повлекло крупный ущерб или его совершили с корыстной заинтересованностью (ч. 2 ст. 272 УК), если его совершила группа лиц по предварительному сговору, организованная группа или лицо, использовавшее служебное положение (ч. 3 ст. 272 УК), либо если преступление повлекло тяжкие последствия или создало такую угрозу (ч. 4 ст. 272 УК);
- создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК);
- нарушение правил эксплуатации средств хранения и обработки цифровой информации (ст. 274 УК). При совершении этого преступления конфискация будет грозить только в случае, когда деяние повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления;
- неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру РФ (ст. 274.1 УК).