Название статьи не кликбейт. Оно действительно отражает нашу с вами реальность на сентябрь 2023 года.
Но обо всём по порядку.
На днях у нас в городе Центром помощи бизнесу (есть в каждом регионе) было организовано мероприятие, посвященное новому закону о маркировке рекламы - Закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ – посвященный рекламе в Интернете на территории России.
С 01 сентября по этому закону закончился переходный период и теперь по нему могут начать штрафовать всех сопричастных.
На мероприятии присутствовал глава одного из отделов местного управления Антимонопольной службы. А живое общение намного лучше, когда можно задать вопрос напрямую, чем получать канцелярскую отписку. Потому по таким мероприятиям я хожу.
Так вот, этот представитель ФАС нам поведал, что недавно прошло большое совещание в Москве, по вопросам – как правильно квалифицировать некоторые моменты по интернет рекламе.
И решение принято не в пользу пользователей.
Причем это сделано осознано. ФАС изначально ждет что граждане будут с ними судиться и дойдут до Верховного суда, который и решит кто прав.
Об этом было сказано прямо: «Мы ждем судебную практику, а пока её нет – будем действовать вот так.»
Теперь давайте пройдемся по этим неоднозначным моментам.
1.Закрепленные записи в сообществах, как часто делают в том же Контакте – с большой долей вероятности будут признаны интернет рекламой и требуют маркировки.
Так как такие посты заведомо привлекают особое внимание посетителей, и заставляют обратить внимание на особые товары, услуги и прочее.
И если такая запись закреплена до вступления в силу указанного выше федерального закона – то это значит, что нарушение имеет длящийся характер, и привлечь владельца сообщества/страницы можно и нужно.
2.Отзыв на своих ресурсах (странице, сообществе, сайте, блоге) о какой-либо СТОРОННЕЙ услуге, товаре и прочем в превосходных тонах и с призывом приобрести этот товар/услугу – является интернет рекламой и требует маркировки.
Допустим Вы воспользовались услугой Туроператора и съездили в Индию. Вам понравилось. Вы написали об этом пост, указали туроператора и посоветовали всем тоже съездить в Индию.
Всё, поздравляю, ловите штраф.
3.Репост записи сообщества, где есть призывы к покупке, переходу и прочему – так же будут признаны интернет рекламой. С соответствующей ответственностью для всех, и тех, кто репостнул, и тех, кого репостнули.
Что интернет рекламой не считается или когда маркировка не нужна.
1.Это описание на СВОИХ ресурсах СВОИХ услуг и товаров, которыми вы торгуете. НО бое дополнительного выделения отдельной группы или конкретного товара.
Например, Вы торгуете трусами и майками.
Пишите пост, что сегодня акция на трусы 10%. Значит завтра должны сделать новый пост на такую же акцию на майки. То есть важна периодичность и разнообразие товара.
Если акция всегда на трусы – то ловите всякое нехорошее.
2.Указание списка партнёров или спонсоров.
Например у Вас есть десяток спонсоров на мероприятии, и Вы можете делать список с кратким описанием их, и даже оставлять ссылки для прямого перехода по ним.
Можете даже делать отдельные посты про каждого. Но обязательно обо всех.
Выделять кого-то конкретного – нельзя.
3.Спам по личным сообщениям – рекламой считается, но маркировке не подлежит.
4.И самое главное – по запрещенным соцсетям, типа грамма.
Так как формально на территории России этого грамма нет, то и маркировать рекламу там не надо, так как формально граждане России из России ознакомиться с ней не могут.
Ну а как же будут выявлять всю вышеуказанную гадость?
Есть два механизма.
А штрафы очень и очень вкусные.
Согласно ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ если Рекламодатель, рекламораспространитель или операторов рекламных систем:
не исполнили обязанность представлять информацию о распространенной рекламе в Роскомнадзор или не обеспечили исполнение этой обязанности;
нарушили сроки исполнения такой обязанности;
представили неполную, недостоверную или неактуальную информацию
Влечет наложение административного штрафа:
На граждан в размере от 10.000 до 30.000 рублей;
на должностных лиц (ИП приравнены к ним) - от 30.000 до 100.000 рублей;
на юридических лиц - от 200.000 до 500.000 рублей.
Согласно ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ если Рекламу распространили без идентификатора или нарушили требования к его размещению то штраф будет таким:
На граждан в размере от 30.000 до 100.000 рублей;
на должностных лиц (ИП приравнены к ним) - от 100.000 до 200.000 рублей;
на юридических лиц - от 200.000 до 500.000 рублей
То есть за одну неправильно показанную рекламу – можно выхватить два штрафа. И если у Вас юридическое лицо – то можно выхватить штраф по максималке, сразу два раза по пятьсот тысяч.
Да, потом Вы в суде будете его снижать. И возможно даже снизите…
А возможно и нет…
Еще одно замечание для простых граждан, которые делают взаимную рекламу по бартеру.
При подаче заявления в ОРД (Оператор Рекламных Данных) нужно указывать номер договора.
Многие сейчас просто пишут «Без номера», а договора как такового просто нет.
Так вот дорогие друзья, данные заявления на рекламу, креативы и всё прочее будет храниться 5 лет. И к этим записям по умолчанию имеют доступ ФАС, Роскомнадзор и… Налоговая ИФНС.
Поэтому налоговая легко сможет запросить у вас все документы по рекламе и договоры.
Поэтому делайте простой договор в письменной форме на 0 рублей. Так будет намного лучше. Потом.
Поверьте опытному человеку.
Вот такая прекрасная информация на сейчас. Потом возможно судебная практика всё подкорректирует. Возможно еще что повлияет.
Но пока живем в таких условиях.