Пользоваться нереально, нести тяжело, бросить жалко, продать невозможно.
А так как такая ситуация образовалась не случайно, можно смело предполагать, что европейцами готовится масштабный кидок по национальному признаку.
Тем, кто забыл, можно напомнить, что подобное в Европе было уже и не раз. С немцами, например. С поляками. С евреями. В разное время по разным предлогам какой-то народ выводился за рамки закона и – вуаля!, с имуществом, принадлежащим его представителям, можно было делать что хочешь. Что-то подобное происходит сейчас в отношении россиян, что российские граждане – владельцы недвижимости, например, в Финляндии, уже чувствуют на себе.
Кто не успел избавиться от своего домика или квартиры в Финке, попали в практически безвыходную ситуацию – они не могут ни продать, ни сдать, ни пользоваться своей европейской недвижимостью. Не помогают ни дисконты, ни наличие счетов в банках стран СНГ, ни наличие ВНЖ или длительных виз в паспортах – не берут.
Причем законом никто не запрещает что-то покупать/снимать у россиян, но деловая среда построена таким образом, что зачастую сделать это просто невозможно, даже для заинтересованного клиента.
Дисконты, на которые идут россияне, поражают воображение, например, дом в Котке — всего за 24,1 млн рублей, а однушка в Коувола — менее чем за 2,5 млн рублей. + торг. И это очень дешево как для финнов, так и для среднего рынка в регионе, но… не берут. Так как продавцы – россияне.
Вот как комментирует ситуацию тот, кто успел ее понять еще на старте и «выскочить» из своей финской недвижимости, пока это было еще хоть как-то возможно:
«Риелторские агентства очень неохотно берутся за реализацию недвижимости. И банки очень неохотно финансируют ипотечные сделки. В Финляндии 99,9% всех сделок с недвижимостью проходит через банки. Банки где-то полтора года назад ввели «русский дисконт» — негласное правило, которое примерно на 10-20% дисконтирует цену на недвижимость, которая принадлежит российским владельцам, независимо от ее состояния. Соответственно, банк просто не выделяет больше денег на ее покупку, чем она стоит по рынку. Плюс к этому у покупателей есть определенные сомнения, потому что по финским законам продавец несет ответственность за продажу недвижимости в течение трех лет. Соответственно, если продает россиянин, которого с Финляндией больше ничего не связывает, каким образом он эту ответственность будет финансово обеспечивать, непонятно. Плюс к этому спрос на излюбленную, особенно у нас, россиян, Южную Карелию продолжает падать, потому что люди оттуда уезжают. Работы нет, туристов нет, инфраструктура была заточена в основном под россиян. Сейчас их нет, соответственно, и делать там нечего».
При этом, повторимся - официального запрета покупать что-то у россиян нет, но никто просто не хочет связываться.
Если же покупателя все-таки удалось найти, россиянин вряд ли найдет юриста, который согласится оформить сделку и это еще одна проблема. Не берутся, даже за вполне себе приличный гонорар.
Если же есть и покупатель, и юрист, то мы переходим к следующему уровню проблем – получение денег. А вот тут уже и официальные запреты есть, и рекомендации ЦБ ЕС региональным банкам, да и просто – следование трендам в финансовых практиках.
Например, если у россиян нет ВНЖ или гражданства в странах ЕС, то есть ограничения по счетам — 100 тысяч евро в одном банке. А дробить платежи по разным банкам – сомнительная операция в контексте борьбы с легализацией и отмываловом.
А если у россиянина нет счета в ЕС, то еще хуже, так как счета в Армении, в Сомали, Казахстане, ОАЭ и т.п. – есть подозрительный признак для операций физлиц с физлицами и платеж скорее всего не пройдет.
Ок, предположим россиянин просто «заморозил» недвижку до лучших времен и ждет. Непонятно чего, но ждет. Но нужно платить коммуналку. А если не платить, то финские власти недвижимость могут и отобрать. А платить – как? Платежи отсюда-туда не проходят в 99% случаев с подобными назначениями. Попросить знакомого финна тоже не вариант – они уже дисциплинированы в финансовом смысле и платеж «за третьих лиц» для большинства из них есть предмет ночного кошмара, так как была масса случаев блокировок счетов «до выяснения».
Радости в вышеизложенном мало, но мы продолжаем наблюдение!