Не думал писать на эту тему, но граждане задают однотипные вопросы, почему-то возбудившись словами президента. Итак, поехали по пунктам:
Сам информационный повод - Президент в очередной раз требует прекратить «кошмарить» бизнес. Новость полностью лежит, например, здесь:
http://1w.ru/news/239-prezident-v-ocherednoi-raz-t...
Буквально, было сказано следующее:
- …безосновательное продление содержания под стражей представителей бизнеса недопустимо.
Что в данном предложении является ключевым? «Содержание под стражей»? Нет. Может быть «представители бизнеса»? Тоже нет. Правильно – «безосновательное продление».
Понимаете о чем речь? Во-первых, говориться не о самом факте ареста того или иного бизнесмена, а о продлении ареста уже арестованного. А во-вторых, (прошу оценить изящность словесной бюрократической конструкции) – речь именно о безосновательном продлении.
Граждане, имеющие отношение к работе милиции/полиции/мвд/фсб/прокуратуры/ск и так далее, прекрасно знают, что безосновательных действий в процессуальном смысле просто не бывает. Основания есть всегда. А если их нет, то они самым чудесным образом появляются. Как – весьма отдельный вопрос и обсосанный палец не единственная возможность. Вариантов – полно. Начиная от «…есть основания предполагать, что….» и заканчивая «…по вновь открывшимся обстоятельствам…». Так что в этом контексте слова президента можно свести к призыву прекратить то, чего и так нет, да и в принципе не бывает.
Идем далее. Президент призывает прокуроров:
- не допускать действий, которые ведут к разрушению компаний, к тому, что люди теряют рабочие места.
Прокуратура – это орган, следящий за законностью и за единообразным применением закона на всей территории РФ. Прокурор – это должностное лицо, на кого возложена эта обязанность. Он не вправе руководствоваться ничем, кроме буквы закона. Иначе – хаос, двойные стандарты, кумовство и коррупция. (Да, я понимаю, что так оно и есть, но мы же сейчас говорим как о «должно быть», а не как «уж так сложилось»).
Так вот, прокуроры не имеют права руководствоваться в своей деятельности такими материями, как прогноз разрушения той или иной компании, как потеря рабочих мест, как недополученные бюджетом какие-то там налоги и так далее. Это прямо противоречит сути прокурорской работы. Еще раз: соблюдение и однообразное применение законов – вот что входит в компетенцию прокуратуры.
Так что данное выступление президента, хоть и случившееся на заседании коллегии Генпрокуратуры, адресовано вовсе не прокурорам. Кому – это вы сами домысливайте. Я думаю, что бизнесменам. Мол, «парни, не сцыте – крутите педали экономики, да побыстрее – вас плющить мы не собираемся». Но это мои домыслы - конечно, я понимаю, что мне неизвестна охрененная куча информации, которую вынуждены учитывать крупные игроки этой системы.
Далее, «…генпрокурор … пообещал совместно с Верховным судом разобраться в случаях длительного содержания под стражей бизнесменов, которых арестовали по статьям экономической направленности…».
Тут такое дело… В чистом виде «по статьям экономической направленности» у нас до суда длительно никто уже давно не сидит. Ну за редким исключением. Что, кстати, сам генпрокурор далее подтверждает фразой «….за год прокуроры отменили почти 200 незаконных постановлений о возбуждении уголовных дел и предъявлении бизнесменам обвинения….».
200. На всю страну. За год. Ага. Цифра в пределах статистической погрешности. Комментарии, как говориться, излишни.
Так вот, я вернусь к тезису «по статьям экономической направленности». Сейчас это работает несколько по иному….
Придя в очередную контору и имея устойчивое желание отправить гена на нары, ныне правоохранители на «статьях экономической направленности» акцент не делают. Прошли те времена, когда в лицо директору радостно кричали:
- А! А вот тут ты 5 миллионов в бюджет не доплатил! Крупный размер! Звони жене, пусть сухари и спортивный костюм везет. И вали на нары.
Так сейчас не бывает. Аккуратно, предельно «правильными» вопросами и «правильным» внесением в протокол ответов допрашиваемого, добиваются, чтобы на бумагу, за подписью того, кому следует отправиться на кичу и допрашиваемых лиц с ним связанных, легли показания с примерно следующими формулировками:
- … я распорядился чтобы….
- .. мне поступило распоряжение…
- … мы решили…
- … я действовал исключительно по приказу…
- … деньги я передал…
- … денежными средствами я распорядился…
- … мне было известно о «серой» части зарплаты, но …
- … решение о перечислении денежных средств на счета фирм-однодневок принял не я, а я только исполнил платеж…
Ну и так далее. Цель всего этого мероприятия – связать показаниями нужных лиц, добиться, чтобы в протокол легло как можно больше перекрестных ими упоминаний друг друга, в контексте доступа к деньгам, распоряжения ими, разработки и реализации финансовой стратегии, передачи управленческой воли, неформальных контактов с клиентами, принятия решений и так далее.
Ибо если все это исполнено правильно, то у нас на выходе данных следственных действий – ОПГ. Организованная Преступная Группа. В просторечии – банда. И тот, кому следует отправится на кичу, отправится туда не по экономической статье, а по вполне себе бандитской – создание и/или участи в ОПГ.
Или вы думали, что банды только из разбойников и душегубов состоят? Если почитать реальные Уголовные Дела, то можно узнать, что в разное время наши правоохранители обезвреживали банды банкиров, банды юристов-регистраторов, банды автоюристов, банды налоговых консультантов-оптимизаторов, банды управленцев ЖКХ, банды мусорщиков и даже банды врачей-бюджетников.
Но давайте вернемся в русло повествования. Так вот, отправившийся на нары по бандитской статье предприниматель, во-первых, не попадет в статистику, как лицо, арестованное по экономической статье УК (а то, что ему потом экономическую статью докинут – неважно. Арестован и помещен под стражу он же был по бандитской). А во-вторых, соответственно, в отношении него как бы не работает президентская позиция на счет «прекратить кошмарить бизнес», ибо формально тут не вопрос бизнеса вовсе, а самая что ни на есть махровая бандитская уголовка.
В качестве «итого»: речь президента прозвучала, безусловно, красиво. Слова сказаны были правильные. И, скорее всего, ушей тех, кому были адресованы, достигли. Но отвечая на вопрос «изменится ли после этого хоть что-нибудь во взаимоотношениях правоохранителей и бизнеса» я ставлю на то, что не изменится ни-че-го. Ибо меняться нечему в пределах существующей системы. А ее менять никто не собирается.
Так что работайте спокойно – в ближайшие год-два все будет как прежде.
Все сказанное является личным мнением автора и на качество истины в последней инстанции не претендует.
С одной стороны вроде так и надо — какая разница в нюансах ареста очередного казнокрада, а с другой привкус чего-то неправильного и противоестественного присутствует.
этот привкус присутствует потому, что это и есть противоестественно. Всегда это были отдельные миры — бандитский и преступность «белых воротничков» и неправильно их мешать в одну кучу. Это примерно как вору-карманнику докидывать еще один состав по легализации. Мол, украл — еды на украденное купил, тем самым преступные деньги ввел в легальный оборот. Все — еще один состав.