Ранее 1w.ru писал, что коронавирус и меры с ним связанные, автоматически форс-мажором не становятся и гражданам, желающие трактовать данные события именно так, впереди предстоит процедура доказывания. Подробнее – ТУТ.
Но по сути, карантин, пандемия, меры госрегулирования, перегибы на местах, неправосудные решения судов по данному поводу, превышение власти местными властями, ограничение свободы передвижения, запрет на работу и т.д. – все это и есть «обстоятельства непреодолимой силы», упоминаемые в ГК РФ и являющиеся тем самым форс-мажором.
А если это форс-мажор, то у предпринимателя появляются следующие возможности:
Москва: коронавирус = обстоятельство непреодолимой силы.
5 марта мэр столицы Сергей Собянин ввел на территории Москвы режим повышенной готовности к коронавирусу нового типа. На самом деле, такая категория, как «режим повышенной готовности» - это для чиновников, а не для граждан или предпринимателей.Но в заданном нами контексте – это хорошо. Дает хоть какую-то ясность и некоторую правовую определенность, прямо называя распространение новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором).
Минэкономразвитиям: документ о форс-мажоре теперь бесплатно.
С 26.03.2020 отделения Торгово-промышленной палаты (ТПП) будут бесплатно подтверждать форс-мажор по внешнеэкономическим сделкам. Ранее это услуга была платной и стоила 13 500 рублей за один сертификат.
Но в ТПП уточнили, что форс-мажором по таким сертификатам будет является не вирус сам по себе, а правительственные меры, которые препятствуют выполнению международных контрактов. Ну а по аналогии, предпринимателям предлагается и внутри страны пытаться применять эту кальку.
Минфин: отсрочка налогов при форс-мажоре.
п.1 п. 2 ст. 64 НК РФ налогоплательщику говорит, что «…отсрочка или рассрочка уплаты налога может быть предоставлена заинтересованному лицу в случае причинения ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы…».
Но п.5.1 ст. 64 уточняет, что к заявлению о предоставлении отсрочки нужно приложить заключение о факте наступления обстоятельств непреодолимой силы, а также акт оценки причиненного форс-мажором ущерба. Но – это важно: Эти документы должны быть не какой-то филькиной грамотой, а документом, выданным органом исполнительной власти или специально уполномоченной организацией!
Пока минфин исходит из того, что могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих наступление обстоятельства непреодолимой силы, исключительно соответствующие сертификаты о форс-мажоре, выдаваемые Торгово-промышленной палатой.
Но тут есть пара «НО»…. Нет у Торгово-промышленной палаты РФ права и полномочий составлять акты оценки причиненного заинтересованному лицу ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы, да еще и действующий на территории РФ и обязательный для государственных органов РФ…. Но, впрочем, оставим эти материи пока в стороне.
Кроме того.
Согласно п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка). Поэтому необходимо представить документы, отражающие возможность восстановления платежеспособности в течение срока, на который запрашивается отсрочка.
Всем читающим спасибо за внимание, а лицам участвующим, отдельное спасибо за попытку внесения ясности в решение проблемы.