В «Антирейдер 50. Вернуть своё, но формально – чужое» часть граждан усомнилась в реальности реализованной и описанной схемы.
Если кратко, то там речь шла о понуждении некоторых граждан к определенным действия через организацию управляемых требований о возмещении ущерба автомобилем, собственником которого они стали. Скептики (не будем тыкать в них пальцем, но все, кто в теме и так знают их поименно) кричали что-то в духе «это все ерунда – отвечает водитель!», «собственник не отвечает, если…», «раскачать такую позицию в суде легче легкого!», «такое может и было сто лет назад, а сейчас все по-другому!», ну и так далее.
А недавно обратился гражданин с зеркальной ситуацией и запросил пошаговую консультацию по данной схеме, желательно со ссылками на свежую практику правоприменения. И вот как по заказу, 17 января 2023 г. Верховный Суд РФ выдал свежее свежего - определение по Делу № 41-КГ22-45-К4, в котором четко и недвусмысленно обозначил, что возместить вред причиненный автомобилем обязан владелец этого автомобиля. То есть тот, кому ТС принадлежит на праве собственности, хозяйственного ведения или праве оперативного управления или на другом законном основании. Причем ВС особо отметил, что владельцем машины считается его собственник, пока не установлено иное.
Кому нужны подробности и детали, тому стоит напрямую прикоснуться к манускрипту, который лежит здесь:
http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=2208808
Гражданам, не желающим погружаться в правовые дебри, можно просто исходить из того, что в случае ДТП компенсировать ущерб можно не только с виновника аварии, но и с собственника транспортного средства. Даже если он мимо не проходил. Даже если не в курсе. Даже если он не согласен. Даже если … да по большому счету в любом случае – было бы желание.
Отсюда мораль №1: продавая автомобиль - продавайте его обязательно с переоформлением! Иначе неизвестный вам человек может что-то начудить за ваш счет.
И отсюда же мораль №2: в случае споров по возмещению ущерба не останавливайтесь на виновнике (часто с него нечего взять), а устанавливайте собственника автомобиля и трясите с него (часто с него есть что взять). На крайняк - сам автомобиль. Есть примеры.