Одна из неприятных сторон банкротства – это возможность оспорить сделки, которые совершил должник в предбанкротный период.
Признание сделки банкрота недействительной, станет неприятным сюрпризом для другой стороны - полученное придется отдать, а уплаченное уже не вернуть. Что может оказать негативное влияние на репутацию продавца-банкрота и создать у него «моральные» обязательства перед покупателями.
Кроме того, сам факт совершения оспоримой сделки может привести к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц (при банкротстве компании) или отказу в списании долгов (если банкротится гражданин).
В связи с этим, возникает вопрос: можно ли до введения процедуры банкротства понять, какие договора и соглашения могут стать предметом оспаривания и каковы шансы на признание их недействительными.
Попытаемся сформулировать несколько несложных критериев.
Наличие кредиторов на момент совершения сделки
Несмотря на то, что глубина оспаривания сделок при банкротстве довольно существенная (от трех лет и выше), не каждая сделка, попавшая в этот период, может быть признана недействительной. Основной критерий - наличие у должника на момент совершения такой сделки кредиторов, требования которых затем были включены в реестр должника. Иными словами - если сделка совершена в условиях отсутствия у будущего банкрота кредиторов, она не причиняет никому ущерба и не может быть оспорена в процедуре банкротства (например, Определение ВС РФ от 06.03.2019 года №305-ЭС18-22069).
Деловая цель
Любая сделка, как волевой акт, направлена на достижение цели, соответствующей интересам обеих сторон. В этой связи, если должник заключает договор, который не несет ему понятной выгоды (на которую рассчитывают участники оборота в сходных ситуациях) – такая сделка попадет в число оспариваемых (Определение ВС РФ от 17.11.2020 года №305-ЭС20-12206).
При этом выгода может быть косвенной, скажем, продажа имущества по низкой цене, компенсировалась получением от покупателя займа с невысоким процентом. Надо учитывать, что выгода должна быть получена самим должником, то есть увеличивать его личные активы, поэтому, скажем, дарение квартиры детям для решения их жилищных проблем (то есть к их выгоде) – не защищает сделку от спаривания.
Возможность вернуть переданный по сделке актив
В процедуре банкротства должны оспариваться только те сделки, признание недействительными которых, может пополнить конкурную массу. При определении пула оспариваемых сделок, арбитражный управляющий должен оценить состояние контрагента (стороны сделки) и возможность изъять у него полученное по сделке. Это означает, что, например, не имеет смысла оспаривать договора с недействующими (брошенными) компаниями, с лицами, которые находятся на завершающих стадиях банкротства (например, Определение ВС от 16.11.2020 года №307-ЭС20-11632)
Конечно, приведенные выше критерии носят самый общий характер, однако их вполне достаточно, чтобы составить предварительное мнение о перспективах оспаривания сделок, задав себе всего три вопроса: были ли у меня кредиторы на момент совершения сделки, в чем для меня был ее смысл и можно ли вернуть переданное по такой сделке.