1 июня 2020г. Федеральная Налоговая Служба опубликовала документ «Публичная декларация целей и задач ФНС России на 2020 год». И начинается данный манускрипт с определения Миссии ФНС России:
«Миссия ФНС России – высокое качество услуг и комфортные условия для уплаты налогов при эффективном противодействии схемам незаконного уклонения от уплаты налогов для обеспечения справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса».
И с первых же строк этой, безусловно красивой и правильной декларации, специалист увидит засаду. Посмотрите, может и вы заметили. Не заметили? Ладно, ткну пальцем – словосочетание «…противодействии схемам незаконного уклонения от уплаты налогов...».
И сейчас засаду не видите? Ладно, проведем небольшой ликбез.
Все дело в том, что считать законным, а что нет. И для этого совсем необязательно менять право, вводить новые законы, отменять старые и так далее. Вполне достаточно, при тех же самых правовых актах, изменить практику правоприменения. Мы тут собрались на счет дробления бизнеса поболтать? Давайте на примере дробления же и покажем, где собака порылась.
Покупает мужчина склад. Году так в 2000-2003. За копейки, без нормальной дороги, без отопления – что-то из разваленного и по сути брошенного наследия нелегитимно убиенного СССР. Покупает, чинит, делает дорогу, осваивает территорию, заводит коммуникации, которых не было и в году так 2007-2008 заводит имущество на ООО и начинает сдавать в аренду всем желающим, под что все это и планировалось.
В 2012-2013 гг. подрастает первый сын, регистрирует себя в качестве ИП и отправляется в самостоятельное бизнес-плавание – торговля запчастями к грузовикам и спецтехнике. А где склады арендовать, как не у папы? Правильно? И ставка будет ниже, и отсрочки бесплатные по арендным платежам, да и масса иных плюшек от такой локации.
В 2014 году случилась у папиной ОООшки налоговая проверка. До чего-то докопались, что –то налоговикам не понравилось, из-за чего-то в последствии пришлось с ФНС посудиться – не суть. Главное в интересующем нас аспекте иное – факт того, что сын сидит на аренде на папиных площадях, вопросов у налоговой не вызвал. Ну сидит и сидит – аренду платит, вот и пусть сидит.
В 2015 году уже у сынульки случилась проверка. Первая и сразу в режиме хард-кор – он как-то неудачно выиграл тендер на поставку запчастей к технике условного местного МУП «Благоустройство» и у него по этому случаю были все – Стас, Турбо, Дюша Метёлкин Налоговая, Прокуратура, СК. Проверяли всё – допрашивая и заглядывая в анус даже сотрудникам. Искали хоть какое-то палево. Не нашли и опять факт того, что сын сидит на арендных площадях папы вопросов не вызвал.
В 2016-2017 гг. подрастает второй сын и тоже решает ступить на скользкий и неблагодарный путь предпринимательства. Тоже став ИПшником и заняв где-то кучу денег, он начинает торговать запчастями к сельхоз- и коммунальной технике. Сегмент запчастей к коммунальной технике, скажем прямо, был скинут на него братом, как не профильный. Где был арендован склад, догадались? Правильно – у папы, рядом с братом.
Веселье и беззаботное зарабатывание бабла было прервано налоговой в конце 2018 года. Следите за руками: папа (ООО НДСник) + сын (ИП безНДСник) + сын (ИП безНДСник) + складские площади в собственности + торговля схожей товарной группой = дробление! Это же один бизнес, только специально раздроблен так, чтобы уйти от налогов! Что после выявления подобного факта надо делать? Правильно – пересчитать налоги.
Что и было сделано: к обороту папы прибавили обороты обоих сынулек и рассчитали за весь возможный период через традиционную систему налогообложения, предложив нашим «потерпевшим» заплатить в бюджет одного НДСа девятизначную сумму.
И никого не волнует, что хронологически эти бизнеса в разное время возникали, не волнует, что изначально, с момента возникновения на разных субъектах находились, не волнуют и прочие аспекты. Есть ряд квалифицирующих данное деяние признаков:
- родственные связи,
- одна и та же локация,
- налогоплательщик, (или его участники, или должностные лица, или лица, осуществляющие фактическое управление), являются выгодоприобретателями дробления,
- ведение бухгалтерского учета одними и теми же людьми с одних и тех же IP-адресов,
- единое юридическое сопровождение,
- единое представление интересов участников схемы одними и теми же лицами,
- миграция персонала внутри предприятий схемы,
- единые адреса фактического местонахождения руководства,
- расчетные счета в одном банке,
- взаимозависимость (аффилированность) участников схемы друг другу,
- применение дробления принесло положительные экономические результаты,
которые в совокупности однозначно указывают на то, что это один бизнес и он был искусственно раздроблен с целью сокрыть бабки от налогов. Всё, алес.
Что же изменилось? Законы не менялись точно. А изменилась практика правопримения по данной категории дел. Когда налоговики в 2014-2015 гг. проверяли папу и старшего сынульку, то не было ни спущенных сверху задач, разматывать всех кого возможно по дроблению, ни сформированной под эти задачи правоприменительной базы.
«Потерпевшие» из истории выше, судятся до сих пор, кстати. И краев пока не видно. А выполнить требование налоговой в принципе невозможно – нет таких денег ни деньгами, ни имуществом, даже если заехать под банкротство всем троим.
Хотя, справедливости ради стоит заметить, я их еще за полгода до проверки предупреждал, что они с огнем играют и надо бы им отсхематозиться. Бизнес как таковой трогать бы вообще не пришлось, но квалифицирующие признаки возможно было бы свести к минимуму.
- Не надо, - улыбались они, - ежу же понятно, что это разный бизнес! Пусть спросят любого – им подтвердят!
Ну через полгода и спросили. Вы же в курсе, что от того, как задать тот или иной вопрос, можно получить удобный или неудобный ответ? Вот сотрудничков и контрагентов поспрашивали. Все согласно методичке:
http://1w.ru/articles/157-80-voprosov-ot-fns-i-sk.html
И ожидаемо, получили удобные ответы, позволяющие разматывать данный пул бизнесов через призму дробления.
_____________________________
Часть 2 ТУТ.
Всем удачи!